Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Lesya Lesya: Мені вже й забуватись стало… - ВІРШ |
UA | FR | RU Рожевий сайт сучасної поезії |
|
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..
КОМЕНТАРІ inki, 23.10.2022 - 17:03
В пейзажной лирике цветовая гамма подсознательно настраивает на тональность восприятия. В тексте встречаются: белый — в виде ослепительной вспышки, желтый, угасающим в осень кленом, шоколадно-черный цвет застывающей земли, голубой и белесый неба, насыщенно зеленый — сосен. Цветовая гамма наиболее акцентна в финальном катрене, где сосредоточен авторский ответ, внутренний резонанс на описанные пейзаж и состояние. "Та у приліску ще жовтіти кленові" Это, все-таки, теплый цвет... Мотив ожидаемого холода идет не с внешних проекций, а как бы изнутри, касаясь штрихами деталей окружения лирического героя: взгляда зимы из лета, которое забывается, почерствевшей пашни, изумруда сосен, кленовой желтизны. И необычно последнее утверждение, о лете, задержавшемся пустотой опадающей листвы: "Між листям вперто літечко колише" Это не холод одиночества и усталости, что ли, это прохлада осознания "здесь и сейчас". Паралелль между холодом и забывчивостью делает состояние героини психологически обоснованным, поскольку по касательной напоминает состояние замирания и сна, а там память уже рассеивается. Интонация стихотворения — отстраняющееся повестование о себе, встроенное в калейдоскоп природы. Прохлада взгляда и черствость подмерзающей земли в подтексте последней строфы, в которой движение "колише" напоминает вибрацию, лишаются статики и выглядят не как приговор, а как обещание тепла. inki, 23.10.2022 - 17:03
В таком кратком тексте лирика смогла коснуться состояний почти по всем каналам восприятия: зрительному (морозним оком, зима...осліпнувши, спалах осені); тактильному — кинестетикой холода, черствости; слуховому в последней строфе. И то, что зрительность превалирует над всем остальным, говорит о том, что важность картинки не исчезла, только на время остудила остальное. Так иногда смотришь на вещи и чувствуешь невыразимое ощущение, которое трудно передать образами глубинными и прибегаешь к картинкам внешним. Мир в стихотворении очень хрупок, об этом говорит и закадровый мотив стекла, тонкого льда первых заморозков, и изумруд с его зеленым свечением, способным изменить горизонт.Неожиданно олицетворение "Погожа днина обрій переклеїть", как будто приземляющее холодное небо сравнением с обычным ручным действием. Так клеят апликации в альбомных листах на уроках труда первоклашки. Сосны и изумруд могут это делать — менять погоду, благодаря тому, что где-то есть еще чистые страницы. Сложно отрезонировать настроение и послевкусие от миниатюры одним словом, только сравнение просится. Так бывает: поймешь какую-то мысль, что-то выше или глубже обычных знаний или явлений, и вне слов схватишь это ощущение, а назвать не можешь. Так и здесь, маленькое тонкое открытие человеком себя холодному взгляду неба, по касательной. С обязательным ожиданием тепла. Странно, но именно от таких слов читающим становится теплее... Lesya Lesya відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Сердечно благодарю за столь детальный разбор, который и для меня стал неожиданным! Давно Вам не читала, очень интересно. Заходите.
|
|
|