Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Алексей Ильичёв-Морозов: Христославы - ВІРШ


Алексей Ильичёв-Морозов: Христославы - ВІРШ
UA | FR | RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека | Поети нашого Клубу | Спілкування | Літературні премії | Конкурси Клубу Поезії | Контакти | Оголошення |  ДО ВУС синоніми |  Основи поетики | 

 
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<
e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >



Зараз на сайті - 9

Пошук


Перевірка розміру




Христославы

Издавна на Руси почитались традиции и соблюдались обычаи того или иного народа, населяющего нашу благословенную землю. Так, например, традиция посещать погосты на праздник Светлой Христовой Пасхи в некоторых деревнях, да и сёлах русской глубинки сохранилась и доныне. Но откуда она появилась у православного народа? Где искать её корни? Традиция эта берёт своё начало в средневековье. Из истории мы знаем, что административно Российская Империя делилась на приходы – большую их часть составляли деревни и сёла, в которых проживало в основном крестьянство. В Великую Субботу и на Пасхальную службу люди целыми семьями стремились обязательно посетить богослужение в Храме. В деревнях Храмов не было, они возводились только в сёлах и простым людям становилось не под силу (из-за повсеместного бездорожья или большой удалённости) посещать две службы сразу. Поэтому ночевали они зачастую на погостах, которые находились при Храмах. Да и после Пасхальной службы с освящёнными куличами, пасочками и яичками люди побаивались возвращаться домой в ночь и коротали её опять же на кладбищах, поминая усопших. Так год от года, со временем укоренилась в людском сознании эта традиция. Через несколько веков, после Октябрьской революции рухнула Российская Империя и на смену ей пришёл Советский Союз. В «Стране Советов» эта традиция себя не изжила, а получила новый виток, вследствие повсеместного богоборчества: разрушений Храмов и репрессий, применяемых к духовенству. В сельской местности почти не осталось действующих Церквей и люди в пасхальные дни, шли опять же на могилки. Там и совершалось народное действо по поминанию усопших сродничков принесёнными с собой яичками, пряниками и конфетками, которые нередко можно было заметить аккуратно положенными на могильные холмики... А как же сама Церковь относится к этой народной традиции? Неоднозначно. Прямого запрета нет. Но это не приветствуется. В Священном Писании сказано, что, когда воскрес Иисус Христос, многие мёртвые восстали из гробов и вернулись домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет, а отсюда выходит, что и само посещение погостов на Пасху не имеет смысла. Зачем же искать Живого среди мёртвых? Но Христос во истину воскрес, а значит ему надо было сначала пострадав за наши грехи, умереть. Воплотившемуся Христу, как и всякому человеку, чтобы умереть, нужно сперва родиться. И когда рождается Христос мы празднуем ещё один великий праздник – Рождество Христово! Из праздничного церковного круга, этот праздник, один из моих любимых. Потому, что в моей семье в этот день мы всегда ходили славить Христа. Какой восторг и какая радость была в душе от ликующего славословия не передать словами! Моя бабушка, прожившая сто лет с небольшим, рассказывала, как Христа славили при царе, когда она была ребёнком. Люди тогда жили беднее, чем живут сейчас и уже задолго до наступления Рождества готовились к этому событию. Прибирали базы, выметали хаты, украшали висевшие в углах иконы, из сундуков доставали самые лучшие наряды, а уж гостинцы христославам заготавливали до этого дня, за несколько месяцев. Христа славить начинали чуть свет, в каждую хату всегда ходили гурьбой, человек по семнадцать разного возраста: маленькие ребятишки, подростки и уже совсем взрослые парни, и девушки. Подходя к хате, стучались в дверь, а заходя спрашивали можно ли Христа прославить? Получив, как правило, только один утвердительный ответ, крестились на образа, и кто постарше начинали петь тропарь, а после совсем малые дети рассказывали свои стишки про Христа. В завершении поздравив хозяев, все ждали гостинцев. И хозяева с большой радостью давали кто, что мог. А парням в специальный деревянный бочонок наливали грамм по сто пятьдесят водки, который они таскали с собой из хаты в хату и уже после (обычно поздним вечером) выпивали компанией на игрищах. А иной, раз, кто имел гармонь, ходили по улицам с гармошкой и пели развесёлые песни. Мой дедушка, будучи маленьким, лет с трёх, тоже всегда Христа славил. Его ребята постарше брали с собой. Когда они пели рождественский тропарь, дедушка подпевал им на свой манер, выходило забавно и все смеялись. Меня «Рождеству» он тоже научил. Запомнил я быстро. И каждый год, даже в лютый мороз, мы ходили колядовать. Колядовали порой до вечера. Как сейчас помню один случай. Как-то раз, мы припозднились. Ночевал я у деда с бабушкой и нас разбудил стук в окно. Дед, наспех одевшись вышел на веранду. За окном было ещё темно. - Кто тут такой? – зевнув в кулак, поинтересовался дед. — Это я, сосед открывай! – ответил некто за дверью. Дед, отворивши дверь, оторопел и стоял в изумлении, а я, выбежав следом, -рассмеялся. Кое-как переступив порог, в комнату ввалилось нечто напоминающее человека. В овечьем тулупе, вывернутом на изнанку, в бабьем парике, с клоунским носом, размалёванный похлеще «Марфушечки-душечки» из киноленты «Морозко» стоял пошатываясь, в чудных сапожищах, изрядно выпивший сосед. - Эт ты что ль, Митяй? – расплывшись в улыбке, спросил дед. - Ну, отозвался тот и показав деду кулак, сказал: - Мороз, чуешь чем пахнет? - Да ты парень, добря заложил за воротник. Иди домой, проспись от греха – сказал ему дед и продолжил: - Некогда мне с тобой гутарить, вон с Лёнькой славить идём. После чего они вышли, и дедушка помог деду Мите, жившему через забор, дойти до его калитки. Тот поначалу кочевряжился, порываясь ещё куда-то улизнуть, но деда на него шумнул, и он обмяк. - Шустрей собирайся, сейчас петухи запоют, а мы с тобой и не начинали – сказал мне вернувшийся дедушка. Я тут же оделся, и мы вышли на улицу. Улица помаленечку оживала. То тут, то там в домах загорались огоньки. Из печных труб шёл сизый дым. Пахло дровами. Люди протапливали печи. Да и немудрено, утро было морозным. Под ногами хрустел снег, а сугробы были похожи на спину огромного белого медведя. Дышать было трудно с непривычки, холодный воздух щекотал и колол нос. - Ленька, слухай, как войдем в хату, я, начну, а ты подпоёшь, понял? – спросил дедушка. - Понял, понял - отозвался я, вжав шею в шарф. Дед всегда начинал первым. Не только славить, но и петь песни на гулянках. У него был сильный, красивый, немного с хрипотцой голос и песни он умел не только здорово петь, но и играть… - Здорово, ночевали – сказал дед, когда мы зашли к соседям напротив. - Слава Богу, - отозвалась хозяйка. -Мы к Вам зашли Христа прославить – продолжил дедушка, и увидев одобрительный кивок соседки, взял на распев: - «Рождество твоё Христе Боже наш…». Я ему подпевал, не торопясь, улавливая заданный им ритм. Прослезившаяся тётя Женя, надавала мне конфет, а деду протянула какую-то денюжку. Так славя из двора во двор, мы дошли до конца переулка. - Куда же дед повернёт? – думал я. Если направо повернёт, мы много наславим, пройдя по самой длинной станичной улице почти до самого центра, ну а если налево поведёт, - пиши пропало… Там слева, жили его друзья -товарищи и я знал, что и как сто лет назад, без спиртного не обойдётся. Деда потянуло налево, туда же он повлёк и меня. Иду я и думаю: - Сегодня уже к обеду домой воротимся… Зашли к Тибирьковым. Прославили. Тётя Света насыпала мне с пол кулька конфет и дала яблоко. А деду с дядей Колей налила по рюмашечке. Одной рюмашечкой дело не обошлось, и дед вышел навеселе: - Лёня, щас нам ещё надо в три дома зайтить… Зашли… Очень хорошо помню, последний – третий. Дом не дом, хатка без слёз не глянешь. Воротца ущербные, скрипели как старая скрипка, на проржавевших петлях. Во дворе в маленькой будке такая же тщедушная собачонка, завидев нас визгливо залаяла. Вышла старуха. - Дома, твой? – спросил её дед. - Дома, куда ему деться-то. Проходи. Мы вошли. Старик подбрасывал в грубку поленья. - Мы… пришли… – начал было дед. - Христа прославить – продолжил я его мысль и почти сам тропарь и пропел. Тут старуха, причитая и хваля меня, сунула мне в руки блин, вкуснее которого я отродясь не ел, а деду со стариком своим налила в стаканы какой-то бормотухи. Она-то проклятая деда и сгубила. Выходя из ворот, дед, промычал: - Давай внучок, к дому, поворачивай! Сейчас мы с тобой у бабки прославим… И тут же поскользнувшись на старых калошах, растянулся на скользкой дороге. Поначалу, он не понял, что произошло, а немного погодя выругался с досады, пытаясь подняться. У него не выходило. Он вновь и вновь шумно падал. Извалялся в снегу до такой степени, что стал похож на снеговика. Я понял, что тут, что-то неладное и начал тормозить проезжавшие мимо машины. Одна белая шестёрка остановилась. - Что случилось? – спросил водитель. - Да дед мой поскользнулся, упал и встать не может – уже плача отвечал я. - Помогите, ему, пожалуйста встать и до дома нас довезите – вытирая слёзы, попросил я этого человека. Мужчина, кое-как погрузил здоровенного деда в машину и привёз нас ко мне домой. Мама, вызвала «скорую», деда укололи и увезли в больницу. Там ему наложили гипс и отправили восвояси. Дома, дедушка, ещё с полгода ходил на костылях, и, наверное, как и я, надолго запомнил это Рождество. А потом всё шутил: - Ну, как мы с тобой Лёнька Рождество славили, помнишь? Помню я это и сейчас, спустя почти тридцать лет. В следующий год я уже подрос и ходил колядовать с ребятами самостоятельно. Но самые лучшие и добрые колядки были у меня с дедом. С ним было весело и по-особому тепло, даже в самое морозное утро… Алексей Ильичев-Морозов ст. Кумылженская

ID: 847544
Рубрика: Проза
дата надходження: 08.09.2019 18:49:28
© дата внесення змiн: 09.09.2019 08:55:21
автор: Алексей Ильичёв-Морозов

Мені подобається 1 голоса(ів)

Вкажіть причину вашої скарги



Попередній твір    Наступний твір
 Перейти на сторінку автора
 Редагувати  Видалити    Роздрукувати


 

В Обране додали:
Прочитаний усіма відвідувачами (48)
В тому числі авторами сайту (6) показати авторів
Середня оцінка поета: 0 Середня оцінка читача: 0
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі.

ДО ВУС синоніми
Синонім до слова:  Стукіт
Зелений Гай: - Копат.
Синонім до слова:  Мафія
Зелений Гай: - Вовкулаки.
Синонім до слова:  Мафія
Зелений Гай: - Здирники.
Синонім до слова:  Стукіт
Genyk: - Монотоновідбивач
Знайти несловникові синоніми до слова:  Стукіт
Юхниця Євген: -
Синонім до слова:  Мафія
Genyk: - Перерозпреділителі
Знайти несловникові синоніми до слова:  Мафія
Юхниця Євген: -
Синонім до слова:  Приятель
Genyk: - Cпілкунчик
Знайти несловникові синоніми до слова:  Приятель
Юхниця Євген: -
Синонім до слова:  тартак
Mattias Genri: - древесный бардак, это - тартак...
Синонім до слова:  казино
Ниро Вульф: - рулеткодром
Синонім до слова:  тартак
Еkатерина: - лісарня - у Карпатах
Синонім до слова:  Людина середнього віку
Svitlana_Belyakova: - Похилого Віку
Синонім до слова:  Людина середнього віку
Валерія19: - Реаліст!
Синонім до слова:  Людина середнього віку
Сергій Риба: - Сутність
Синонім до слова:  Люстерко
Олександр Лісний: - Віконце дійсності
Синонім до слова:  пілігрим
Олександр Лісний: - Паломник
Синонім до слова:  Мрія
Олександр Лісний: - Політ фантазії
Синонім до слова:  Люстерко
dashavsky: - Лицегляд.
Синонім до слова:  Люстерко
Зелений Гай: - Дивоскельце.
Синонім до слова:  Люстерко
Яна Бім: - Дивило
Синонім до слова:  Люстерко
Genyk: - Вухобач...
Синонім до слова:  Люстерко
Георгий Данко: - Двері (віконце) у потойбічний світ
Синонім до слова:  Людина середнього віку
Іван Мотрюк: - :12: людина у розквіті сил
Синонім до слова:  тартак
Redivivus et ultor: - Положинський :D
Синонім до слова:  казино
Mattias: - Дурдом! :hi:
Синонім до слова:  Чашка
Тетяна Романів: - Кружка
Синонім до слова:  Чашка
Redivivus et ultor: - Кварта
Синонім до слова:  Чашка
Кому боляче?: - Горня, філіжанка
Синонім до слова:  тартак
Ulcus: - дзиньхрусь, різоліс, пильок
Синонім до слова:  Чашка
Genyk: - Горнятко!
Синонім до слова:  тартак
Genyk: - Лісопоїдач
Знайти несловникові синоніми до слова: 
Bella America: - Надія
Нові твори