Поездки…

Поездки…

Поездка  к  месту  службы  и  обратно,  составляла  неотъемлемую  часть  служебной  деятельности,  и  занимала,  в  зависимости  от  времени  года,  суток  и  жизненных  обстоятельств,  довольно  продолжительное  время.  При  этом  весь  путь  длиною  в  250  километров,  условно  делился  на  “Туда”  и  “Обратно”.
“Обратно”,  чаще  всего  добирались,  кто  как  сможет,  и  кто  на  чём.  
Особенно  от  21  го  объекта  до  35-й  площадки,  расстояние  составляло  всего  то  25  километров,  по  дороге,  качество  которой  можно  было  назвать  просто  -“направлением”.    В  этой  ситуации  –  основным  транспортным  средством  была  водовозка,  устроенная  на  шасси  автомобиля  ЗИЛ  130,  в  “кабину”  которой,  при  удачном  раскладе,  помещалось  7-8  человек  офицеров,  имеющих  высокий  социальный  статус,  то  бишь,  “старослужащих”,  остальные,  кто  не  достиг  такого  статуса,  ехали  сверху  на  бочке.  Среди  офицерского  состава,  было  и  такое.  Хотя,  на  мой  взгляд,  в  кабине  хоть  и  было  престижней,  но  намного  не  комфортней  чем  на  бочке,  и  даже  в  зимнюю  пору.  За  такое  нарушение  ПДД,  строго  взыскивал  начальник  штаба  части,  сурового  вида  –  полковник  Зиновьев.    
От  35  й  площадки  и  до  города  Приозерка,  в  пятницу  вечером  выезжала  колонна  автобусов,  а  в  будние  дни,  можно  было  попытать  счастья  в  “ловле”  попутной  машины.  В  основном,  ездили  в  произвольном  порядке  представители  промышленности,  которые  транспортом,  да  и  всеми  остальными  благами  цивилизации,  обеспечивались  гораздо  лучше  военнослужащих.  Им  то  переносить  “тяготы  и  лишения”  Уставами  не  предписывалось,  поэтому  и  жить  полагалось  “по  людски”.
Дорога  “Туда”,  начиналась  со  сбора  офицеров  35  й  площадки  и  объектов  21  и  22  возле  центрального  универмага,  в  06.30  -  по  понедельникам.  За  каждым  подразделением  35  й  площадки  был  закреплён  автобус.  Техническое  состояние  и  марка  автобусов,  в  основном  зависели  от  социального  статуса  подразделения.  Наибольший  “весовой  коэффициент  значимости”  имела  1-я  испытательная  команда,  которая  занималась  испытаниями  противоракеты,  что  и  было  основной  боевой  задачей  части.
В  этот  автобус  никто  и  никогда  с  “плебеев”  и  не  “рыпался”.
Потом  были  автобусы  2-й,  4-й  и  3-й  команды.  “Команда”  –  так  называлось  “испытательное”  подразделение.  
Офицеры  21-го  и  22-го  объектов,  автобусов,  чаще  всего  не  имели,  поэтому  то  и  старались  устроиться  самостоятельно.  Человеческая  натура  устроена  таким  образом,  что  всегда  стремится  к  лучшему,  что  и  вынуждало  эту  “натуру”  устремляться  в  хорошие  автобусы.
В  хороших  же  автобусах,  мест  не  всегда  хватало  и  “своим”,  поэтому  конфликты  были  неизбежны.  Ехать  же  в  стоячем  положении,  да  ещё  и  “Туда”  –  желающих  было  немного.  Потому  как  такое  передвижение  было  хоть  и  неявным,  но  нарушением  ПДД,  но  при  этом  становились  “догмой”  незыблемой  и  вполне  допустимой,  с  точки  зрения  командования  части,  в  отличие  от  поездки    “Обратно”.
Как  то,  будучи  уже  в  звании    старшего  лейтенанта,    устроился  я  очень  удобно  в  ЛАЗе  4-й  команды  и  даже  уже  собирался  нахально  так  вздремнуть.  Возле  меня  пристроился  солидного  вида  капитан  этого  же  подразделения,  имея  явное  намерение  -  в  стоячем  положении  переносить  “тяготы  и  лишения”.  Перед  самой  отправкой,  в  автобус  зашёл  начальник  команды  –  п/п-к  Дмитриев.  Хозяйским  взглядом,  окинув  салон  автобуса,  Дмитриев  обратился  ко  мне  и  сказал:  “Вот  Вы,  товарищ  старший  лейтенант,  встаньте,  а  товарищ  капитан  сядет”.  На  что  я  ему  ответил,  что  товарищ  капитан  не  сядет,  потому  как  я  -  не  встану.  Подполковник  Дмитриев,  даже  несколько  смутился,  но  не  растерялся,  а  подошёл  ко  мне,  и  приняв  строевую  стойку,  командирским  тоном  произнёс:  “Товарищ  старший  лейтенант,  я  Вам  приказываю  встать  и  освободить  место”.    “Товарищ  Под-полковник,  как  мог  вежливо  ответил  я.  Приказывать  мне  Вы  не  имеете  права,  а  только  ТРЕБОВАТЬ.  А  ваше  требование,  я  выполнять  отказываюсь.  Пусть  мне  прикажет  мой  Непосредственный  Начальник  или  Офицер  в  звании  не  ниже  полковника.  Это  почему  же???  Возмутился  Дмитриев.  Да  потому,  ответил  я,  что  так  требует  Устав”.  
Сидящие  в  автобусе  -  непосредственные  подчинённые  подполковника  Дмитриева,  даже  несколько  возмутились  такому  моему  поведению,  но  при  этом  единодушно  признали,  что  старший  лейтенант  хоть  и  “борзой”,  но  Устав  знает.  Подполковник  Дмитриев  куда-то  ушёл  и,  возвратился  вместе  с  полковником  Зиновьевым,  начальником  штаба  Вселенской  воинской  части.  Последний  не  стал  заходить  в  автобус,  а  просто  заглянул  и  строго  спросил:  “Где?  Кто?  Да  кто  Вы  такой?”.  
Я  поднялся,  и  в  точности,  как  того  требует  Устав  представился.    И  доложил  Полковнику,  что  ехать,  нарушая,  Правила  ДД  я  не  буду,  так  как  имею  лично  от  него  взыскание  за  езду  на  бочке  водовозки,  на  расстояние  в    25  километров.  
Решение,  которое  принял  полковник  Зиновьев,  меня  обрадовало  и  даже  очень.  
“Вы,  товарищ  старший  лейтенант,  идите  домой.  А  завтра  уедете  дежурным  автобусом.  А  там  места  хватит  всем”,  сказал  Зиновьев.
Я  не  стал  ждать  повторных  указаний,  а  быстренько  покинул  автобус.  Но  уже  когда  выходил  из  автобуса,  то  кто–то  там  сообщал  Зиновьеву,  что  завтра  с  утра  “спецработы”,  то  есть  стрельбы  ЗРК,  а  старший  лейтенант  –  начальник  РЛС  “Кама  -  А”  на  21  м  объекте.  При  этом  “доброхот”  также  сообщил,  что  ничего  страшного  и  не  случится,  но  лучше  всё-таки,  чтобы  эта  РЛС  участие  в  работах  принимала.  
Слышать  то  я  слышал,  но  при  этом,  наращивая  скорость,  старался  быстрее  удалиться  от  этих  самых  автобусов.  Но  меня  всё-таки  догнали,  и  вежливо  предложили  пройти  к  полковнику  Зиновьеву.  Полковник  Зиновьев  спросил:  “А  не  соглашусь  ли  я  поехать  в  машине,  вместе  с  командиром  части,  на  месте  стрелка?”.  Конечно,  место  стрелка  было  не  очень  комфортабельным  и  престижным,  и  даже  имело  несколько  оскорбительное  название    -  “обезьянник”,  но  я  согласился.  Да  меня  бы  просто  никто  не  понял,  в  случае  отказа  от  такого  предложения.  В  общем-  то  до  сей  поры  помню,  что  ехать  вместе  с  командиром  части  -  подполковником  Кривовязом  (который  хоть  и  был  подполковником,  но  должность  занимал  -  Генеральскую)  и  старшими  офицерами,  которые  занимали  более  престижные  места  УАЗика,  мне  было  и  вовсе  не  интересно.  Путь  казался  не  просто  долгим,  а  даже  –  бесконечным.  
Подполковник  Кривовяз,  при  общении  с  подчинёнными  воспринимал  исключительно  словосочетания:  “Так  точно”  и  “Никак  нет”.  Вот  и  в  этот  раз,  во  время  2  –х  часовой  поездки,  мне  пришлось  использовать  вышеперечисленный  словарный  запас  и  несколько  позавидовать  “Эллочке  Людоедке”  с  её  30-тью  словами.
В  автобус  4  й  команды,  я  после  такого  случая  не  садился.
А  очень  скоро,  21  й  объект  отделился  от  35  й  площадки  и  приобрёл  статус  самостоятельной  воинской  части.  Но  ездить  то  всё  равно  приходилось  через  площадку  35.  Поэтому,  и  по  воле  случая  встречался  я  с  уже  полковником  Дмитриевым.  
Странно,  что  при  встрече,  он  становился  инициатором  наших  коротких  общений.  А  когда  узнал,  что  занимаю  я  служебную  должность  несколько  не  соответствующую  моему  профильному  образованию,  предложил  мне  служить  под  его  началом.  
Четвёртая  команда  как  раз  и  эксплуатировала,  а  одновременно  и  испытывала  РЛС  ПСО.  Правильно  говорят,  если  Человек  умный,  он  не  обращает  внимания  на  мелочные  склоки  или  конфликтные  ситуации.  
Но  мой  начальник,  майор  Бугрилов,  на  “отношении”,  которое  пришло  с  35  й  площадки,  о  переводе  меня  на  вышестоящую  должность,  поставил  однозначную  резолюцию  “Отказать”.  Но  при  этом  объяснил,  что  через  несколько  лет,  а  может  быть  и  ранее,  мне  предложат  перевестись  в  управление  соединением.  Где  я  буду  иметь  возможность  каждый  день  видеть  свою  семью.  А  на  35  й  площадке,  до  конца  своей  служебной  деятельности,  такую  возможность  буду  иметь  один  раз  в  неделю.  Я  не  стал  возражать…  Тем  более,  что  такое  предложение,  мне  поступило  уже  через  год.  
Виктор  Павлович,  спасибо  Вам  большое!  Это  единственная  возможность  поблагодарить  за  Ваше  решение.  И  одновременно,  приношу  свои  извинения  за  некоторые  “шероховатости”  наших  взаимоотношений,  причиной  которых,  без  сомнения,    был  Ваш  Замполит,  с  казацкой  фамилией  Закрывыдорога.  Но  и  ему,  я  желаю  всех  благ.  
Одно  время  в  части  появился    автобус  марки  ЛИАЗ  -  677.
Вообще-то,  в  гражданской  жизни,  автобус  этот  предназначался  для  городских  перевозок.  Но,  как  показала  практика  его  эксплуатации,  мог  он  преодолевать  и  расстояния  довольно  большие.  Под  управлением  военнослужащих  срочной  службы,  ездил  такой  автобус  очень  недолго.  Причиной  сего  было  то,  что  автобус    был  оснащён    автоматической  коробкой  передач.  Следует  отметить,  что  это  была  одна  из  немногих,  а  может  и  единственная  модель  автобуса,  которая  выпускалась  советской  промышленностью  и    обладала  таким  передовым  сервисом.  
В  солдатских  руках,  автоматика  вышла  из  строя  в  самом  начальном  периоде  эксплуатации  автобуса.  Специалисты,  которые  бы  могли    восстановить  такой  сервис,  в  части  отсутствовали.  Были,  конечно,  выпускники  военных  автомобильных  училищ,  но  их  профессиональные  навыки  ограничивались  умением  громко  отдавать  команды  и  точные  приказания.  При  этом  ездить  автобусу  было  необходимо,  так  как  до  очередного  ремонта  в  заводских  условиях,  требовался  соответствующий  пробег.  Поэтому  “автомобильные”    командиры  приняли  оптимальное  решение  –  поручить,  вместо  автомата,  переключать  передачи  солдату.  
Чтобы  обеспечить  доступ  к  механике,  была  снята  крышка  коробки  передач.  Бойца  вооружили  подобием  монтажной  лопатки,  и  в  нужный  момент,  услышав  команду  водителя:  “Первую  давай!”,  второй  номер  делал  нужные  подвижки  шестерёнками,  и  -  начиналось  движение  “Вперёд!”,  на  места  испытаний  сверхсовременных  ракет  и  комплексов,  которое  ускорялось,  при  каждой  очередной  команде:  “Вторую,  третью  и  т.д”
С  коробки  передач,  во  время  движения  автобуса,  вылетала  смазка,  поэтому  лицо  “Переключателя”,  в  целях  защиты  органов  дыхания  да  и  глаз,  было  обмотано  материей,  а  точнее  –  портянкой.  А  так  как  дорога  была  длинной  и  долгой,  а  езда  монотонной,  то  “Переключатель”  довольно  часто  впадал  в  спячку,  то  бишь  –  засыпал,  и  не  всегда  вовремя  реагировал  на  команды  водителя.  А  мог,  конечно  непроизвольно,  всунуть  монтажную  лопатку  в  эти  самые  шестерёнки.  Поэтому,  для  управления  “Переключателем”,  назначали  старшего,  как  правило  -  младшего  офицера.    Тот  тоже,  бывало,  придрёмывал.  И  поэтому  -  самые  бдительные  и  беспокойные  пассажиры,  будили  “Переключателей”  да  и  их  командиров.
Но  самое  интересное,  что  противоракеты  летали.  Где  то  там,  в  ближнем  космосе,  на  высоте  около  180  км.,  по  слухам,  в  районе  Арала,  встречали  и  эффективно  поражали  баллистическую  цель,  чем  приводили  в  уныние  американского  супостата,  а  может  и  не  приводили?  Потому  как  у  того  было  такое  же  и  несколько  лучше  да  и  несколько  современней.  Но  нам  сообщали,  что  лучше  нашего  и  даже  Аналогов  во  Всём  Мире  –  Нет..  Чем  мы  и  гордились...  Да  и  теперь,  вспоминаю  и,  даже  как  то  немного  приятно.
Приятного,  кроме  молодости,  конечно  же,  было  мало.
Да  и  о  чём  это  я.  Сколько  лет  прошло.  Казалось  бы,  всё  позабылось.  Ан,  нет  –  вспоминаю  и  даже  не  ленюсь  потратить  время  на  “клюканье”  .
Из  пережитого.
©.  В  Небайдужый  
07.12.2019.  
Г.  Киев

адреса: http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=921396
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.08.2021
автор: Небайдужий