Автобус АС 38.

Специальный  армейский  автобус  38АС

Не  помню,  при  каких  обстоятельствах  и  по  какому  случаю,  но  появился  на  21  м  объекте  свой  автобус,  имевший  причудливое  название    38АС,  но  чаще  его  называли  СА  38,  так  звучало  привычно,  да  и  более  логично.  Это  детище  советской  автомобильно-конструкторской  мысли,  было  довольно  комфортабельным,  особенно  для  не  требовательных  пассажиров,  которые  удовлетворялись  тем,  чтобы  только  ехать,  безразлично  на  чём,  в  какой  позе  и  в  каких  условиях.
 
Кузов  автобуса  –  ручной  сборки,  был  тяжеловат  для  базового  двигателя.  Не  ошибусь  и  в  том,  что  при  виде  этого  творения  рук  человеческих,  незабвенный  Остап  Бендер,  вполне  обоснованно  мог  произнести  ставшую  крылатой  фразу:  “  Вот  что  можно  сделать  из  обыкновенной  сноповязалки”.  Был  этот  кузов  довольно  высокий,  поставленный  на  шасси  автомобиля  ГАЗ  66,  а  поэтому  и  неустойчив  к  опрокидыванию.  Неустойчивость  проявлялась  особенно  в  зимнее  время,  когда  даже  на  небольшой  скорости,  водитель  из-за  заносов  слетал  с  дороги  и  тут  же  плавно  и  не  спеша  опрокидывался  на  бок.  Для  постановки  “на  ноги”  требовалась  техническая  помощь,  так  как  силами  даже  всех  20-ти  пассажиров,  поставить  это  сооружение  на  колёса  было  невозможно.
Кабина  водителя  была  отделена  от  пассажирского  салона  капитальной  перегородкой.  Как  правило,  в    кабине  на  пассажирском  сидении  размещался  “старший  машины”.  
Ломался  автобус  довольно  часто,  но  ремонтировать  его  было  не  сложно,    да  и  с  запчастями  проблем  не  было,  всё-таки  базовая  модель  -    ГАЗ  66,  была  автомобилем  в  армии  довольно  распространённым.  Единственная  проблема,    состояла    в  дефиците  ветрового  стекла.  Стекло  было  от  автобуса  ЛАЗ  и  немного  “подгонялось”  под  посадочные  места  автобуса.  Это  стекло  при  переворачивании  автобуса,  как  правило  -  разбивалось.  Конечно,  в  летнюю  пору,  ехать  обдуваемым  ветром  знойной  Бетпак  Далы,  водителю  было  даже  приятно,  но  зимой,  при  морозе  20-ть  и  ниже,  вождение  становилось  сродни  боевому  подвигу.  По  такому  случаю,  “старший  машины”  перебирался  в  пассажирский  салон,  а  водитель  оставался  сам  на  сам  с  суровой  казахской  действительностью.  Водителя  одевали  в  тулуп  и  валенки,  на  глаза  одевали  мотоциклетные  очки.  Конечно,  в  таком  одеянии  вести  машину  не  очень  удобно,  но  –  советский  солдат,  был  стойкий  к  тяготам  и  лишениям  воинской  службы  и  достаточно  вынослив.  В  этой  ситуации,  задача  “старшего  машины”  состояла  в  том,  чтобы  не  допустить  “ныряния”  водителя  в  “нирвану  сна”.  А  так  как  глаза  солдата  были  закрыты  очками,  то  “старший  машины”  периодически  постукивал  сапогом  по  перегородке,  в  ответ  на  что  –  водитель  отвечал  ему  жестом  или  поворотом  головы.  
При  этом,  и  что  было  главным  –  Мы  ехали.  Двигались  вперёд  по  сложному  пути  испытаний  противоракетных  комплексов  и  даже,  не  в  слух  будет  сказано,  по  каким-то  показателям,  каким  точно  -  неизвестно  до  сей  поры,  обгоняли  вероятного  противника…
Но  рассказ  мой  не  об  автобусе,  а  только  об  одной  единственной  поездке  на  этом  автобусе,    по  маршруту  21  й  объект  –  35  я  площадка  -  ж.д.  Сары  Шаган,  давно  забытой  осенней  “дембельской  порой”  1982  года.  
Это  была  “первая  партия”  “дембелей”,  которых  мне,  как  старшему  машины  было  поручено  отвезти  автобусом  в  штаб  в/ч  03145  (35  й  площадки)  и  там,  заправившись  бензином,  прямо  в  сам  Сары  Шаган.  А  если  бензина  не  будет???    В  таком  случае,  оставить  “дембелей”  для  отправки  транспортом  “метрополии”.  
СССР  и  в  те  времена  был  большой  “нефтеносной  скважиной”,  но  бензин,  по  крайней  мере,  в  армии  всегда  был  в  дефиците.  Вот  и  тогда,  автобус  был  заправлен  бензином  из  расчёта  50-т  километров  пробега,  то  бишь,  до  35  й  и  назад  –  на  21  й  объект,  а  дальше  –  как  получится.  
Пять  “дембелей”  в  полном  составе  и  здравии  были  успешно  доставлены  в  “метрополию”    и  тут  оказалось…
В  части  проводились  стрельбы  противоракетой.  Событие  незаурядное.  На  стрельбах  присутствовал  Главком  и  командование  части  ублажало  и  развлекало  “высокую  особу”  или  отвлекало  его  внимание  от  суровой  армейской  действительности  и  реально  существующего  положения  вещей....
Возле  штаба  части  “кучковались”  местные  “дембеля”,  получившие  документы  на  увольнение  вместе  с  объектовыми    и  ожидавшие  транспорта  для  отправки  на  ж.д  станцию  Сары  Шаган,  до  которой  было  ровно  100  километров  пути.  
Для  отправки  лучших  представителей  уволенного  в  запас  личного  состава  части,  командование  -  не  пожалело  хороших  слов  напутствия  и  тёплых  пожеланий.  Был  проведён  инструктаж  о  правилах  поведения  в  пути  следования,  выданы  на  руки  документы  и  деньги,  выделен  транспорт  –  автобус  ПАЗ  и  даже  назначен  старший  автобуса  и  этой  команды.  Но  вот  незадача,  беда  состояла  в  том,  что  в  части  не  было  бензина  для  заправки  автобуса.  
Вот  обгоняли  мы  “супостата”  по  ракетам  и  конечно,  по  количеству  добытой  нефти  и  газа,  а  по  бензину,  оказывается,  уступали.  Но  о  таком  уязвимом  месте  Советских  Вооружённых  Сил,    вероятный  противник,  скорее  всего  не  знал,  а  если  бы  и  не  дай  бог  и  узнал,  то  никогда  бы  и  не  поверил,  а  своего  разведчика,  принёсшего  такую  весть,  расстрелял  бы  за  дезинформацию,  а  может  быть  и  пощадил  бы.  Кто  его  знает  этого  самого  противника...
“Дембеля”  затосковали,  но  ненадолго.  Местные  провели  переговоры  с  нашими,    а  наши  пришли  ко  мне  с  предложением:  “А  если  местные  заправят  полный  бак,  то  как  бы  на  нашем  автобусе  всех  в  Сары  ?”.
Лично  я  был  не  против…  Мне  было  даже  как  то  веселее  прокатиться,  а  не  сидеть  на  объекте.  Возраст,  ещё  требовал  ярких  событий  и  каких  никаких  впечатлений.  Тем  более,  что  к  работам  по  сегодняшней  тематике  мой  расчёт  не  привлекался.  
Несколько  меня  смутили  условия  заправки.  Местный  “дембель”  настоятельно  попросил  меня  при  заправке  не  присутствовать,  из  автобуса  выйти  и  посидеть  вот  здесь,  на  лавочке.  А  Они  сами  съездят.  Быстро  съездят,  тут  недалеко,  прямо  вот  тут  (где  точно  не  называлось).  “Ну,  где  же,  где???”  Для  порядка  поинтересовался  я.  “Ведь  в  части  бензина  нет”.  “В  части  нет.  Но  мы  договорились  с  военными  строителями”.  Уверенно  парировал  мои  сомнения  солидного  вида  “дембель”.
Автобус  заправили,  по-олный  бак.  Мой  водитель  был  страшно  доволен,  и  когда  я  спрашивал,  где  же  эти  неизвестные  строители,  он  как-то  таинственно  улыбался  и  неопределённо  кивал  головой  в  таком  же  неопределенном  направлении.
До  Сары  Шагана  доехали  весело  и  быстро.  “Дембеля”  были  ну  очень  довольны  и  счастливы.  Откуда-то  принесли  две  бутылки  водки,  чем  меня  несколько  смутили  и  очень  даже  удивили.  Легально  водка  в  Сары  Шагане  не  продавалась.  Ради  приличия,  я  даже  отказывался  брать,  но  недолго  так  отказывался.  В  конце  концов,  если  не  возьму  я,  то  они  выпьют  и  без  меня,  а  это  очень  плохо,  даже  хуже  чем  я  выпью  вместе  со  товарищами,  на  объекте,  конечно.  
Дорога  же  домой  –  всегда  короче.  Но  какая-то  тревожная  мысль  всю  дорогу  не  давала  мне  покоя.  И  тревожило  меня  то,  что  по  моим  сведениям  не  было  на  35  й  площадке  строителей,  а  значит  и  бензина,  которым  заправили  автобус.
И  допросил  я  своего  водителя,  возвав  к  его  высокому  сознанию,  одновременно  объясняя,  что  врать  некрасиво  и  не  по  комсомольски.  
После  таких  слов,  ответил  мне  водитель  честно:  “Среди  ихних  дембелей  был  “пожарник”.  Слили  бензин  с  пожарной  машины.  Но  для  тушения  одного    пожара,  бензина  в  пожарной  машине  осталось  достаточно.  Конечно,  если  пожар  будет  небольшой.    Так  что,  если  при  стрельбах  что-то  и  случится,  то  Главком  да  и  его  свита  ничего  не  заметят.  А  бензин  в  часть  завтра  привезут  и  заправят  оба  бака  пожарной  машины”.
Я  конечно  немного  переживал.  Понимая,  что  в  случае  возникновения  пожара,  придётся  мне  “сидеть”  как  соучастнику  этой  несанкционированной  заправки.  Но  всё  обошлось.  Пожара  в  этот  день,  да  ночью  и  вплоть  до  приезда  топливозаправщика,  в  части  не  случилось…

Из  пережитого.
В.Небайдужий
©  г.  Киев.  2014  й  год.

адреса: http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=920985
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 31.07.2021
автор: Небайдужий