Святочный рассказ по-…

В  канун  Праздника  задумался  я  о  жанре  святочного  рассказа  и  его  традициях,  и  теперь  хочу  с  вами  поделиться  своими  соображениями.  Я  смог  припомнить  несколько  таких  рассказов,  вот  они,  в  хронологическом  порядке  (хотя  этот  порядок  имеет  значение  только  для  тех  из  них,  которые  следуют  одной  традиции):

Николай  Васильевич  Гоголь,  «Ночь  перед  Рождеством»,  1830  или  1831/1832
Чарльз  Диккенс,  «Рождественская  песнь  в  прозе»,  1843  (и  «Колокола»,  1844,  «Сверчок  за  очагом»,  1845,  «Битва  жизни»,  1846,  «Одержимый,  или  Сделка  с  призраком»,  1848,  но  речь  пойдет  только  о  «Песне  в  прозе»)
Ганс  Кристиан  Андерсен,  «Девочка  со  спичками»,  1845
Федор  Михайлович  Достоевский,  «Мальчик  у  Христа  на  елке»,  1876
Максим  Горький,  «О  мальчике  и  девочке,  которые  не  замерзли»,  1894

Последние  3  текста  в  списке  я  лишь  кратко  прокомментирую.  Наиболее  давние  из  них  следуют  слезоточивой  традиции  замораживания  детишек  на  пороге  пирующих  деспотов,  а  самый  поздний  решительно  против  нее  восстает,  оборачивая  обреченных  сироток  в  ушлых  попрошаек.  По  сути,  рассказ  Горького  –  саркастическая,  если  не  сардоническая  пародия  на  истории  Андерсена  и  Достоевского,  и,  может  быть,  самый  милосердный  из  этих  трех  текстов:  детей  Горький  заморозить  отказался  ,  а  вместо  этого  порадовался  их  скромному  рождественскому  застолью  в  трактире.  Мол,  «неловко  как-то  умерщвлять  одно  живое  существо  для  того,  чтобы  напомнить  о  факте  его  существования  другому  живому  существу…  крайне  нелепо  замораживать  детей,  которые  имеют  полную  возможность  погибнуть  более  просто  и  естественно»…  Да!

Меня  гораздо  больше  интересуют  первые  два  текста,  Гоголь  и  Диккенс.  Во-первых,  это  совсем  другая  традиция:  здесь  нет  спичек,  нищих,  ёлок  за  окнами  и  замороженных  младенцев.  Вместо  этого  предлагаются  святочные  чудеса  иного  плана.  Во-вторых  (и  в-главных),  эти  два  текста  кажутся  мне  одновременно  и  очень  похожими,  и  совсем  разными,  как  неродные  близнецы.  Перелистывая  их,  я  вспоминаю  случай,  бывший  с  Паустовским  на  Первой  мировой  войне,  когда  в  толпе  пленных  ему  показали  человека,  как  две  капли  воды  похожего  на  него  самого,  не  то  словака,  не  то  серба.

Итак,  Гоголь  и  Диккенс.  Два  ярких  текста,  которые  широко  дышат  праздником  и  наполняют  душу  читателя  его  предвкушением  и  обещанием  радости,  но  каждый  делает  это  решительно  по-своему,  да  и  радость,  пожалуй,  в  них  очень  разная.  Гоголь  помещает  своих  персонажей  в  село  Диканьку  на  Полтавщине,  а  действие  разворачивается  в  царствование  Екатерины  Второй,  в  1775  году,  то  есть  дело  происходит  в  провинции  и  в  «старине»,  а  там,  в  провинции,  и  тогда,  в  старину,  всё  возможно  и  ничего  невозможного  нет.  Герои  Диккенса  –  его  современники  и  даже  соседи:  Скрудж  –  лондонский  финансист,  ведет  свои  операции  в  самом  сердце  величайшей  мировой  империи  в  дни  ее  расцвета,  в  середине  XIX  века,  в  истории  Британии  именуемого  «имперским  столетием».

А  теперь  –  о  чудесном  в  святочных  историях  Гоголя  и  Диккенса.

У  Диккенса  в  «Рождественской  песне»  действуют  три  духа  –  дух  прошлых  святок,  дух  нынешних  и  дух  будущих.  Совместными  усилиями  они  превращают  бессердечного  циника  и  скрягу  Эбенизера  Скруджа  в  доброго  и  милосердного  человека,  то  есть  происходит  его  духовное  перерождение.  Диккенс  щедр  как  художник,  в  его  повести  обильно  показаны  и  добро,  и  зло.  При  этом  добро  несет  метафизический  элемент,  дух  Рождества,  наполняющий  сердца  людей  радостью,  но  прежде  всего  люди,  например,  племянник  Скруджа  или  его  клерк.  Зло  –  это  даже  не  зло,  а  темная  сторона  жизни  –  выступает  сугубо  делом  рук  человеческих;  совсем  как  в  Писании,  в  «Песне»  Диккенса  нет  объективированного  потустороннего  носителя  зла,  все  оно  в  мире  –  от  ожесточенных  сердец,  и  только.  Невидимая  сторона  мироздания  проявляет  себя  исключительно  как  благая,  а  перед  праздником  –  еще  и  весьма  щедрая:  она  делается  видимой  и  даже  совершает  абсолютно  невозможное:  Скрудж,  который  едва  согласился  отпустить  клерка  домой  в  канун  Праздника,  становится  совершенно  другим  человеком.

Отвлечемся  на  секунду:  эту  щедрость  иначе  как  фирменной,  диккенсианской  не  назовешь.  Когда  за  изменение  природы  конкретного  человека  (или  не-человека)  брались  чуть  позже,  например,  Уэллс  в  «Острове  доктора  Моро»  или  Булгаков  в  «Собачьем  сердце»,  все  происходило  буквально  и  тщетно.  Бог  –  уже  не  творец,  но  преобразователь  –  в  образе  доктора  и  сугубо  хирургическими  методами  изменял  свои  творения  и  терпел  катастрофическое  поражение.  Сердце  оказалось  тем  камнем,  который  всемогущий  Бог  не  может  поднять…  Но  только  не  у  Диккенса!  У  него  святочные  духи  способны  на  любое  благое  дело,  но  превыше  и  прежде  всего  –  на  преобразование  ожесточенного  сердца,  ведь  именно  из-за  него  все  зло  в  мире.  Эта  идея  всегда  стояла  за  спиной  Диккенса,  когда  он  творил.

А  теперь  вернемся  домой,  в  Диканьку,  в  «Ночь  перед  Рождеством».  Здесь  картина  совсем  иная,  потому  что  Гоголем  движет  не  идея,  как  Диккенсом,  а  наблюдательность.  Рождество  как  таковое  не  служит  источником  особой  радости,  а  если  чему-то  парубки  и  девчата  радуются,  так  это  зимним  играм,  песням,  вечерницам  и  щедрости  хозяев,  бросавших  «колбасу,  или  хлеб,  или  медный  грош,  чем  кто  богат»  в  мешки  колядников,  распевавших  в  качестве  рождественского  гимна  «Щедрик,  ведрик!  Дайте  вареник,  грудочку  кашки,  кiльце  ковбаски».  Чуб  и  дьяк  радуются  возможности  поухаживать  за  Солохой:  «время  теперь  такое,  что  нас  никто  не  застанет.  Может,  и  того,  будет  можно».  Люди  в  селе  живут  разные,  и  добрые,  и  злые,  а  точнее,  они  поступают  по-разному:  как  сказал  поэт,  «вот  человек,  случайно  злой,  вот  человек,  случайно  добрый»  (А.  Кабанов);  есть  среди  них  и  ведьма.
Вообще  нечистая  сила  у  Гоголя  действует  в  открытую:  черт  летает  по  небу  и  похищает  месяц,  сбивает  с  панталыку  козака  Чуба,  ухаживает  за  Солохой  и  вообще  появляется  в  селе  и  ведет  себя  так  естественно,  как  если  бы  он  был  таким  же  местным  жителем,  как  и  кузнец  Вакула.  В  этом  смысле  потусторонние  сущности  гуляют  по  гоголевской  Украине  совершенно  так  же,  как  боги  разгуливали  по  гомеровской  Элладе,  и  прав  тот,  кто  сочтет  Гомера  главным  литературным  наставником  Гоголя.  Что  ни  случись  –  и  козак  тут  же  обвинит  во  всем  сатану:  это  нечистая  сила  дернет  потаскаться  по  вьюге  и  напустит  в  глаза  кучу  снега.

Но  для  наблюдателя  всё,  и  злое,  и  доброе  в  Диканьке  творится  руками  людей,  а  точнее,  их  противоречивыми  сердцами.  Черт,  разумеется,  всегда  не  прочь  соблазнить  какую-то  бестолковую  душу,  не  так  со  зла,  сколько  развлечения  ради,  да  только  ему  и  стараться  особо  не  нужно.  Как  сказал  козак  Пацюк  кузнецу  Вакуле,  «тому  не  нужно  далеко  ходить,  у  кого  черт  за  плечами».  Иначе  говоря,  мы  и  сами  совершим  всё  то,  в  чем  потом  обвиним  нечистую  силу,  которая  нас  ну  совсем  обморочила!

Персонажами  Гоголя  не  движет  никакой  дух  вовсе,  а  движут  ими  –  голод,  страсть,  любопытство  и  тщеславие,  всё  то,  что  каждый  человек  носит  даже  не  за  плечами,  а  в  сердце  своем,  в  котором  они  теснятся,  словно  дети  вокруг  миски  c  галушками,  только  что  вынутой  из  печи  и  поставленной  на  стол  их  щедрою  матерью,  и  каждый  старается  первым  выхватить  самую  большую  галушку,  орудуя  кто  спичкой,  кто  ложкой,  а  кто  и  рукою,  изо  всех  сил  дуя  себе  на  пальцы  и  перебрасывая  горячий  ком  с  ладони  на  ладонь.  Никто  из  диканьцев  не  изменится  Рождественским  утром,  и  жизнь  после  Рождества  потечет  такая  же,  какою  она  была  до  него,  движимая  лишь  голодом,  страстью,  любопытством  и  тщеславием.  А  если  в  это  течение  жизни  и  вмешается  какая-то  потусторонняя  сила,  то  будет  это  –  панночка-ведьма,  ведьма-Солоха,  козак  Пацюк,  черт  с  узкою  мордочкой,  Вий  с  железным  лицом  и  все  прочие,  кого  моментально  изгоняет  крик  петуха…

С  наступающим!

I.2021

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=900240
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.01.2021
автор: Максим Тарасівський