Скворцы

Этим  летом  вдогонку  к  Катаеву  внезапно  прицепился  Куприн  -  я  случайно  прослушал  "Звезду  Соломона",  которой  нет  в  моем  5-ти  томнике  Куприна,  и  на  волне  воспрявшего  обожания  про-  и  перечитал  все  5  томов  (а  "Листригоны",  наверное,  раза  3-4  и  вот  только  что  еще  раз).  А  под  самый  конец  собрания  меня  охватило  острое  разочарование:  рассказ,  кажется,  "Скворцы",  поразил  меня,  но  совсем  не  так,  как  все  остальные.  Название  -  а  у  Куприна  названия  довольно  слабые  -  помещает  в  себе  все  содержание  рассказа,  все  10-12  страниц,  и  вполне  могло  бы  их  заменить,  разумеется,  если  читатель  знает  хоть  что-нибудь  о  скворцах  или  хотя  бы  наблюдал  за  ними  иногда.  Но  после  крепких,  мастеровитых,  местами  просто  гениальных,  с  ослепительным  стилистическим  блеском  историй  и  повестей  о  людях  эти  жалкие  "Скворцы"  показались  мне  мелкими,  как  некая  лагуна  на  краю  Марианской  впадины.

Это  разочарование,  пожалуй,  в  большей  степени  касалось  меня  самого.  Я  часто  пишу  о  всякой  живности,  и  мне  это  доставляет  удовольствие,  если  не  сказать  наслаждение:  заметить,  увидеть  и  после  описать.  Вот  только  сегодня  утром  весь  город  шел  на  работу,  никто  даже  не  поднял  головы  к  небу  -  а  я  там  наблюдал  забавнейшее  авиа-шоу  и  цирк  в  исполнении  серой  вороны.  Вороны,  понимаете  ли,  не  только  ищут  пропитание  и  кров,  они  любопытны  и  не  прочь  поиграть,  потому  что  у  них  -  развитой  интеллект,  как  у  нас.  И  вот  эта  ворона  приземлялась  на  некий  кабель,  протянутый  от  одного  высокого  дома  к  другому,  еще  более  высокому;  ухватившись  за  него  своими  крепкими  пальцами,  она  намеренно  теряла  равновесие,  опрокидывалась  и  повисала  вниз  головой;  покачавшись  так  несколько  секунд  на  высоте  30-40  метров,  она  отпускала  кабель,  расправляла  крылья  и  свободно  падала  спиной  вниз  -  но  падала  как  раз  не  свободно,  потому  что  восходящий  поток  подхватывал  ее;  пошевелив  слегка  всего  лишь  несколькими  перьями,  словно  человек  пальцами,  она  заставляла  все  свое  тело  медленно  и  грациозно  перевернуться  в  воздухе  еще  раз  и  оказывалась  в  нормальном  для  птицы  положении,  ногами  вниз,  -  и,  немного  повисев  в  воздухе,  снова  приземлялась  на  тот  же  кабель  и  повторяла  свою  трюк  под  мои  так  и  не  прозвучавшие  аплодисменты.

Так  вот  на  рассказе  "Скворцы"  я  испытал  двоякое  чувство,  вернее,  тандемное.  Первым  на  меня  нахлынуло  разочарование  -  сначала  Куприным,  а  потом  намного  острее  -  собой  как  автором:  писать  о  человеках  очень  трудно,  но  читать  о  них  гораздо  интереснее,  чем  о  животных,  какие  бы  трюки  эти  животные  не  проделывали.  Вся  эта  природоведческая  проза  -  компромисс;  это  даже  не  компромисс,  это  -  капитуляция  перед  настоящей  литературой,  перед  сложностью.  А  вторым  -  о,  спасибо,  добрые  боги!  -  вторым  пришло  оправдание,  вместе  с  пониманием.  Рассказ  о  человеке  и  рассказ  о  животном  и  в  самом  деле  совсем  разные  вещи,  а  разные  вещи  сравнивать  не  стоит  и  вообще  не  следует.  Настоящий,  преданный  своему  ремеслу  автор  пишет  о  том,  о  чем  ему  захотелось  рассказать,  что  его  тронуло,  взволновало,  задело,  порадовало,  огорчило  и  т.д.-  но  если  он  настоящий  автор,  он  обо  всем  этом  пишет  так  хорошо,  как  только  может.

В  этом  смысле  "Скворцы"  -  прекрасный  рассказ.

10/2020

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=893006
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 27.10.2020
автор: Максим Тарасівський