Маргиналии на полях великих. Школа Гайдара

1

Я  часто  перечитываю  полюбившиеся  мне  книги  –  особенно  те,  которые  «зашли»  еще  в  детстве.  Но  годы  идут,  копится  опыт,  собираются  контекстные  сведения  об  авторах  и  текстах,  и  перечитывание  изменяется.  В  школьные  годы  я  брался  в  очередной  раз  за  повесть  Аркадия  Гайдара  «Школа»,  чтобы  вновь  пережить  приключения  главного  героя.  Потом  это  чтение  служило  другой  цели  –  я  не  так  погружался  в  книгу,  как  возвращался  в  другое  время,  на  10,  15,  20  лет  назад,  и  в  тот  свой  возраст.  Потом  я  не  без  помощи  критиков  рассмотрел  гайдаровский  стиль  и  оценил  его  лаконичность,  сжатость,  прозрачность  и  насыщенность.  А  дальше  лежал  еще  один  уровень  перечитывания,  на  котором  текст  сам  собой  увязывается  с  фактами  вне  его.

В  «Школе»  Гайдар  упоминает  свой  «потешный  флот»,  который  состоял  из  садовой  калитки  и  плота-сверхдредноута.  Флотилия  Бориса  Горикова,  Яшки  Цуккерштейна,  Тимки  Штукина  и  Федьки  Башмакова  боролась  за  владычество  над  заросшим  тиной  прудом  с  объединенным  флотом  соседских  мальчишек,  Пантюшкиных  и  Симаковых.  Баталии  разворачивались  нешуточные,  а  еще  противники  предпринимали  диверсии;  однажды  к  Борису  примчался  гонец  с  вестью,  что  враг  пытается  угнать  дредноут.  Мальчишки  кинулись  спасать  свой  флагман;  завидев  их,  вражеский  флот  бросил  свою  затею  и  поспешил  в  свой  порт.  Кратко  посовещавшись,  адмиралы  Борька  и  Федька  организовали  погоню,  чтобы  дать  врагу  решительное  сражение  и  выиграть  войну  за  пруд.  Пока  неповоротливый  дредноут  готовился  к  выходу  в  море,  Борис  и  Тимка  начали  преследование  вражеских  кораблей  на  садовой  калитке;  но  на  калитке  за  быстроходными  «крейсерами»  было  не  угнаться.  Гайдар  пишет:  «Оставалось  только  дать  им  уйти  в  защищенный  порт  или  загородить  дорогу,  рискуя  выдержать  смертельный  бой.  Я  решился  на  последнее.  Сильным  ударом  шеста  я  поставил  свой  плот  поперек  пути.  Первый  вражеский  плот  с  силой  налетел  на  нас,  и  мы  с  Тимкой  разом  очутились  по  горло  в  теплой  заплесневелой  воде.  Однако  от  удара  плот  противника  тоже  остановился».

Не  могу  сосчитать,  сколько  раз  были  перечитаны  мной  этот  и  другие  эпизоды,  но  только  теперь  я  вдруг  понял,  что  Гайдар  в  «Школе»  предсказал  свою  судьбу.  Точнее,  не  предсказал,  а  выбрал  –  в  точности  по  древнему  изречению:  поступок  формирует  привычку,  привычка  создает  характер,  а  характер  определяет  судьбу.  Гайдар  всегда  поступал  именно  так,  как  на  том  пруду,  и  выбор  между  «дать  уйти»  и  «выдержать  смертельный  бой»  неизменно  делал  в  пользу  последнего.  Летом  41-го  он  просился  в  армию,  на  фронт,  но  его,  давно  и  бесповоротно  комиссованного  по  состоянию  здоровья,  не  взяли.  Тогда  Гайдар  корреспондентом  отправился  в  прифронтовой  Киев;  там  он  не  сидел  в  штабе  в  ожидании  новостей,  как  другие  репортеры,  а  ходил  с  бойцами  и  в  атаки,  и  в  разведку.  Однажды  по  Хрещатику  бродил  пьяный  сержант,  размахивая  заряженным  пистолетом;  и  гражданские,  и  военные  разбегались  от  него,  а  Гайдар  не  стал:  он  пошел  прямо  на  хулигана  и  отобрал  у  него  пистолет.  Потом,  когда  Киев  был  взят,  он  из-под  огня  вынес  на  себе  раненного  комбата,  а  тот,  когда  пришел  в  себя,  чуть  не  застрелил  Гайдара,  на  котором  была  немецкая  плащ-палатка.  А  потом,  уже  в  немецком  тылу,  он  в  очередной  и  последний  раз  выбрал  смертельный  бой:  он  шел  во  главе  группы  партизан,  заметил  немцев  за  насыпью,  криком  предупредил  своих,  бросил  гранату  и  получил  пулю  –  прямо  в  сердце.  Товарищи  Гайдара  были  спасены  –  это  с  их  слов  позднее  воссоздали  этот  эпизод,  приведенный  в  книге  Бориса  Камова  «Аркадий  Гайдар.  Мишень  для  газетных  киллеров».

Я  не  хочу  сейчас  вдаваться  в  другие  околицы  его  творчества  и  еще  меньше  –  в  общественно-политические  оценки.  Но  мне  кажется,  что  это  достойный  пример  писательской  честности:  автобиографический  персонаж  ничуть  не  приукрашен,  дан  без  всякой  рисовки  и  кокетства.  Все  по-честному,  все,  как  в  жизни;  нет  здесь  ни  магии  текста,  ни  пророчества,  ни  сглаза  –  просто  это  был  такой  человек,  по-другому  он  поступать  не  мог  и  писал,  как  жил.  Разумеется,  протагонисты  другими  не  бывают,  иначе  какие  же  это  протагонисты?  Но  здесь  мы  имеем  тот  случай,  когда  жизнь  состоялась,  и,  по  Солону,  о  ней  позволительно  судить.  Во  всем  главном  автобиография  Гайдара  ни  на  йоту  не  уклонилась  от  правды  –  как  и  он  сам  от  пули,  которая  поставила  в  ней  финальную  точку.

2

Лешек  Колаковский  сказал  однажды,  что  нет  никакой  морали;  есть  ежедневный,  ежечасный  личный  выбор.  Повесть  «Школа»,  а  точнее,  фон,  на  котором  разворачиваются  ее  события,  -  прекрасное  полотно,  подтверждающее  и  даже  упреждающее  мысль  Колаковского.  Главный  герой  повести,  ученик  Арзамасского  реального  училища  Борис  Гориков,  рассказывает  о  своей  детской  жизни,  а  фоном  ей  –  затянувшаяся  Первая  мировая  война,  февральская,  а  затем  октябрьская  революции  и  гражданская  война.  Тот  же  фон  –  и  в  «Крушении  империи»  М.Козакова,  и  в  «Тихом  Доне»  Шолохова,  и  в  «Марше  Радецкого»  Й.  Рота,  и  в  «Докторе  Живаго»  Пастернака,  и  много  где  еще.  И,  наверное,  всегда  сквозь  эту  страшную  и  грубую  ткань  продернута  та  самая,  сугубо  личная  нить,  которая  в  «Школе»  представлена  очень  последовательно.  Потянули  за  нее  –  и  развалилась  империя,  «в  три  дня  сдулась»,  и  даже  не  одна,  а  сразу  несколько;  личный  выбор  –  вот  что  определило  судьбу  престолов  и  господств,  а  вовсе  ни  какие-нибудь  антагонистические  противоречия  и  прочие  глобальные  вещи.  По  крайней  мере,  такое  у  меня  постепенно  сформировалось  ощущение  –  а  я  «Школу»  перечитываю,  наверное,  раза  два  в  год  с  тех  пор,  как  прочитал  ее  впервые  классе  в  четвертом.  Но  эти  контрапункты  так  мастерски  вплетены  Гайдаром  в  захватывающий  сюжет  и  лаконичный  текст,  что  заметить  их  непросто;  достигнув  конца  главы,  эпизода  или  даже  страницы,  я  восклицал,  как  Иван  Бездомный:  «Умоляю,  дальше!»

Итак,  первый  момент:  отец  Бориса,  солдат  12-го  Сибирского  стрелкового  полка,  присылает  письмо  с  фронта  не  почтой,  а  через  знакомого  солдата;  ведь  отправь  его  почтой,  и  разведка  с  контрразведкой  и  прочими  старательно  вымарают  все  лишнее,  а  писателя,  пожалуй,  и  упекут  куда  подальше.  А  вскоре  отец  и  вовсе  дезертирует  и  тайно  прибывает  домой,  в  Арзамас.  В  смятении  и  суматохе  этого  события  Борис  забыл  дома  тетради,  опоздал  в  школу  и  заслужил  два  дисциплинарных  взыскания,  всего  –  три  часа  после  уроков  на  штрафной  скамье.  Но  время  на  скамье  тянется  ужасно  медленно,  и  он  совершает  едва  ли  не  самый  тяжкий  проступок  –  убегает  со  штрафной  скамьи.  При  этом  он  долго  колеблется,  но,  в  конце  концов,  решается,  потому  что  отец  не  побоялся  дезертировать;  совершая  этот  поступок,  Борис  отмечает,  что  «все  так  странно»  -  то  есть  он  уже  ощутил  свое  новое  состояние,  свой  выход  за  устоявшиеся  рамки  и  готовность  выходить  снова.  Борису  ставят  тройку  по  поведению  –  а  это  значит,  что  при  малейшем  замечании  ему  грозит  исключение  из  училища.  Вскоре  отца  его  арестовали,  осудили  и  казнили,  и  сразу  же  вслед  за  этим  происходит  февральская  революция,  отречение  царя  от  престола  и  наступает  «свобода».  Тут  Гайдар  в  нескольких  ярких  и  кратких  эпизодах  дает  читателю  понять,  что  Борис  –  не  просто  мальчик,  которому  на  голову  свалились  испытания  и  приключения;  он  –  один  из  множества,  вся  страна  отринула  старые  авторитеты  и  установления,  пришла  в  движение,  которое  только  и  можно  назвать  по-ленински:  верхи  не  могут,  низы  не  хотят.

Борис  всегда  носит  с  собой  маленький  маузер,  подаренный  отцом;  когда  классные  активисты  постановили,  что  он  должен  оружие  сдать,  он  отказался,  а  при  попытке  отобрать  у  него  оружие  силой,  выхватил  пистолет,  выстрелил  в  пол,  разогнав  одноклассников,  выпрыгнул  из  окна  и  убежал.  А  далее  события  принимают  неожиданный  оборот,  я  даже  не  сразу  понял,  что  такого  странного  в  этом  ничтожном  эпизоде:  Борис  приходит  домой,  и  мать  предупреждает  его,  что  его  исключат,  если  он  не  сдаст  пистолет  в  милицию.  А  ведь  только  что  ему  грозило  исключение  за  самый  мелкий  проступок  –  а  вот  теперь,  после  стрельбы  из  боевого  пистолета  в  полном  детей  классе,  ему  не  грозит  НИЧЕГО,  достаточно  лишь  сдать  пистолет.  То  есть  под  напором  человека,  по  своему  личному  почину  вышедшего  за  рамки,  система  подалась,  прогнулась!  –  и  Борис,  ощущая  свою  силу,  отказывается  сдать  маузер.

Более  того,  поразмышляв  немного,  он  решает  бросить  школу!  –  и  в  самом  деле,  немыслимо  оставаться  в  социальном  статусе  школьника,  если  ты  только  что  взломал  систему,  носишь  в  кармане  боевой  пистолет  и  даже  готов  его  при  случае  применить.  И  такой  случай  ему  представился  вновь  уже  очень  скоро,  в  куда  более  грозной  ситуации  и  с  куда  более  тяжкими  последствиями.  Борис  убегает  из  дому  и  едет  в  Нижний  к  дяде,  надеясь,  что  тот,  как  и  отец,  большевик;  дядя  как  раз  таковым  не  являлся  и  отправил  мальчика  обратно;  по  дороге  поезд  обстреляли  то  ли  грабители,  то  ли  повстанцы,  он  от  поезда  отстал,  очутился  один  в  лесу,  повстречал  там  незнакомца,  сговорился  идти  с  ним  вместе  в  отряд  товарища  Сиверса,  а  дня  через  два  застрелил  своего  нового  попутчика  –  потому  что  тот  оказался  юнкером,  пробиравшимся  на  Дон  к  своим,  и  Бориса  собирался  убить.  И  вскоре  Борис  оказывается  в  одном  из  красных  отрядов,  и  война  для  него  становится  делом  повседневным.  А  ведь  всего  каких-то  полгода  назад  он  учился  в  школе,  строил  плоты  для  игрушечных  баталий  на  гнилом  пруду,  запускал  воздушных  змеев,  боялся  школьных  учителей  и  инспекторов  и  вообще  –  он  даже  не  мысли  не  допускал,  что  такой  прочный  и  устоявшийся  мир  может  рухнуть  в  одночасье,  а  он  окажется  не  жертвой  под  его  обломками,  а  одним  из  тех,  кто  своим  личным,  ежедневным  и  ежечасным  выбором  привел  к  гибели  одну  империю  и  дал  начало  новой,  светлому  царству  рабочих  и  крестьян…

…пройдет  не  так  уж  много  лет,  и  Гайдар  запишет  в  своем  дневнике,  что  снова  «снились  убитые  мной  на  войне  люди».  Потом  еще,  томимый  мучительным  ожиданием  ареста,  он  зашифрует  в  повести  «Судьба  барабанщика»  весь  ужас  30-х  годов  с  их  бесконечными  и  непредсказуемыми  арестами  «врагов  народа»  и  сиротством  их  никому  не  нужных  детей.  Парадоксально,  но  эта  шифровка  принесет  ему  первый  крупный  успех  и  даже  по-настоящему  большие  деньги;  но  еще  более  парадоксальным  кажется  то,  что  теперь  почему-то  личный  выбор  больше  ничего  не  может  изменить  в  ходе  истории.  Вероятно,  историческая  ситуация  изменилась,  и  теперь  уже  и  верхи  могут,  и  низы  хотят,  а  личный  выбор  до  предела  сужен  или  даже  совсем  упразднен;  да  и  как,  в  самом-то  деле,  восставать  против  того,  что  ты  сам  и  построил?..

А  всего  только  через  несколько  десятилетий  все  повторится,  и  то,  что  вчера  казалось  нерушимым,  распадется  снова,  и  ни  верхи  не  смогут,  ни  низы  не  захотят  удерживать  старый  порядок.  И  об  этом  будут  написаны  новые  книги  –  но  совсем  по-другому,  в  другом  стиле  и  даже  на  другом  языке,  например,  бесподобная  «Московіада»  Андруховича.  Но  суть  от  это  не  изменится  ничуть:  нет  никакой  морали,  есть  только  ежедневный  и  ежечасный  личный  выбор,  а  совпадение  личного  выбора  миллионов  проворачивает  подзастрявшее  колесо  истории.

…все-таки  Гайдар,  советский  или  нет,  прежде  всего  –  хороший  писатель.  А  это  куда  важнее,  чем  советскость  или  язык,  потому  что  настоящая,  хорошая  литература  объясняет,  как  устроена  жизнь,  и  если  когда-нибудь  рухнет  какая-то  империя,  то  именно  так,  как  уже  записано  в  книгах.  Начнется  все  с  единственного  письма,  доставленного  с  оказией  вместо  почты,  а  закончится…  Читайте  у  Гайдара.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=853991
Рубрика: Лирика
дата надходження 08.11.2019
автор: Максим Тарасівський