8. Супер-Эго ребенка



[i]Проект  "Ребенок"  (*)
[/i]
       С  обывательской  точки  зрения  (которую  полностью  разделяют  профессиональные  психологи),  «матрица  установок»,  управляющая  работой  Второй  сигнальной  системы,  –  это  индивидуальная  версия  «общественных  установок»;  то  есть,  нравов,  управляющих  жизнью  общества.  Это  не  только  «нравственность»  и  идеология,  но  и  вкусы,  ценности,  предрассудки  (т.н.  «общепризнанные  истины»)  –  весь  комплекс  социальной  целесообразности.  И  даже  Юнг  именовал  Дао  «коллективным  бессознательным»  –  он  тоже  путал  причину  и  следствие!  Это  инфантильное  заблуждение,  впрочем,  не  слишком  далеко  от  истины,  которая  состоит  в  том,  что  «нравы»  –  это  общественная  версия  личностных  установок.
       Управляя  поведением  человека  с  помощью  архетипов  и  стратегий,  Вторая  сигнальная  неизбежно  транслирует  эти  смыслы  во  внешнюю  среду.  Каждый  человеческий  поступок  –  в  самом  широком  понимании:  включая  и  мимику,  и  интонации,  и  слово…  Он  несет  на  себе  т.н.  «максиму  поступка»,  его  духовный  смысл,  и  включается  в  поток  социальной  информации,  распространяющийся  в  обществе.  Вся  социальная  информация  есть,  по  определению,  единство  знаковой  (обычной)  информации  и  человеческих  эмоций;  она  распространяется  и  трансформируется  в  обществе,  но  рождается  глубоко  в  душе  человека.  А  именно,  в  Дао  –  как  результат  «подведения».  Общество  –  животное  стадо,  преобразованное  абстрактными  идеями  в  процессе  человеческой  деятельности.  

       В  информационном  отношении  управляющая  инстанция  Второй  сигнальной  системы,  «матрица  установок»,  которая  является  основным  механизмом  Супер-Эго,  осуществляет  связь  между  входящим  сигналом  («архетипом  ситуации»)  и  исходящей  из  Супер-Эго    командой  («стратегией  поведения»).  То  есть,  определяет,  каким  должно  быть  наше  поведение  в  каждой  ситуации.  А  каким  оно  должно  быть?  Что  это  вообще  такое  –  «должное»?  Если  читатель  или  автор  располагают  какими-то  вариантами  ответов,  то  все  они  исходят  из  этой  управляющей  инстанции,  которую  Кант  очень  удачно  окрестил  «категорическим  императивом».  Вот  так  надо,  так  должно  –  и  все.  Другого  определения  духовной  нормы,  другого  определения  должного  в  природе  не  существует.  Поэтому  надо  ясно  понимать:  

 [b]    И.  Все  «стратегии»,  которые  продуцирует  Вторая  сигнальная  система,  отвечают  самим  строгим  стандартам  духовности.  Все  они  прошли  процедуру  оценки  в  Дао  и  получили  отметку  «хорошо».
[/b]
         «Почему  же  человек  поступает  плохо?»  –  это  не  вопрос.  Между  «стратегией»  и  поступком  огромная  информационная  дистанция,  о  которой  достаточно  говорилось  выше.  По-настоящему  существенным  и  интересным  является  вопрос:  «Как  Дао  может  оценить  стратегию,  которая  еще  не  воплотилась  в  поступок?»  На  него  есть  два  ответа,  которые  зависят  от  возраста.  Во-первых,  каждая  такая  стратегия  многократно  проходит  редактуру  Дао  в  процессе  «теоретического  мышления»  –  когда  ее  применение  моделируется  в  воображении.  (Поэтому  императив  Супер-Эго  так  категоричен.)

       Отдельный  ответ  касается  раннего  детства,  (0-6  лет),  когда  аппарат  теоретического  мышления  еще  не  сформирован.  В  этом  Возрасте  все  стратегии  поведения  инициируются  (подсказываются)  «воспитателем»  –  в  самом  широком  смысле  этого  слова;  это  круг  лиц,  с  которыми  у  ребенка  установлен  эмоциональный  контакт.  Повторяю:  эмоциональный.  Ни  слова  о  словах;  о  речи  речь  не  идет.  Это  обывательский  предрассудок,  будто  в  дошкольном  возрасте  детей  «воспитывают  словами».  Напротив,  ребенок  осваивает  элементы  предметно-функционального  словаря  по  ходу  научения  и  воспитания,  которое  осуществляется  сугубо  эмоциональным  путем.
       Фромм  недаром  называл  семью  «психологическим  агентом  общества»:  базовые  установки  дошкольного  воспитания  полностью  вписываются  в  нравственные  нормы  социума  –  но  только  в  тот  их  сектор,  который  соотносится  с  абстрактной  моралью.  Аморальная  нравственность  не  воспринимается  дошкольником,  а  попытки  навязать  ее  вызывают  «эмоциональные  проблемы»  и  «базальное  отчуждение»  от  воспитателя.
       Главные  инструменты  такого  воспитания-научения  (они  неотделимы!  см.  «аксиому  бытия»  Е.)  –  эмоциональная  оценка  и  практический  пример.  Но  ребенок  не  будет  обращать  внимания  на  оценку  чужого  человека;  ребенок  не  будет  подражать  поведению  человека,  которого  он  не  отождествляет  с  собой.  Чем  младше  дошкольник,  тем  сильнее  его  эмпатические  возможности  (у  младенца  они  запредельны),  но  он  чувствует  эмоции  только  того  человека,  с  которым  он  отождествляет  себя.  
       Вы  правы,  читатель,  самое  время  разобраться  с  этими  «отождествлениями».  Будьте  благоразумны.  Человек  не  может  находиться  в  двух  местах  сразу.  Подобное  представление  ни  в  какой  форме  не  может  прийти  в  голову  малому  ребенку,  он  не  псих.  Никакого  «отождествления»  –  в  бытовом,  обывательском  смысле    –  не  бывает.  Малышу  просто  некого  «отождествлять»  с  мамочкой,  потому  что  для  него,  субъективно,  мамочка  –  есть,  а  самого  его  –  нету.  Можно  сказать  и  по-другому:  субъективно  мамочка  воспринимается  как  главная  часть  его  самого.  В  этом  смысл  т.н.  «эгоцентризма»  по  Пиаже.  Вы  просто  забыли,  прочно  забыли,  как  все  воспринималось  в  младенчестве.  Тогда  хотя  бы  вспомните,  что  мы  говорили  совсем  недавно  о  сознании  («аксиома  бытия»  А.):  оно  неотделимо  от  инициативы.  А  инициатива  всех  действий  малыша  находится  вне  его  сознания,  вне  его  тела  –  в  ближайшем  окружении,  у  «воспитателя».  Это  взрослой,  все  прочно  позабывшей  мамочке  кажется,  что  ребенок  своими  ножками  идет  к  ней.  А  с  точки  зрения  малыша  –  мамочка  придвигает  его  к  себе.  К  трем  годам  ребенок  осознает  свое  физическое  тело,  но  для  человеческого  разума,  для  полноценного  сознания  этого  чрезвычайно  мало.  Когда  трехлетка  говорит:  «Я  сам»,  –    не  надо  его  понимать  буквально.  Это  совсем  не  то  «Я»,  что  у  взрослого.  
       Фройд  был  неточен:  «отождествление»  –  это  не  процесс,  это  статус.  Это  статус  детского  разума  в  Первом  Возрасте  (0-6  лет).

[i](*)  Вторая  редакция
[/i]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=746520
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 17.08.2017
автор: Ник.С.Пичугин