РАССЕЯННОСТЬ ИЛИ ПАМЯТЬ?

         Так.  О  чем  это  я  хотел  рассказать?  Проклятый  склероз!  Нет,  не  склероз,  конечно.  Просто  я  с  детства  немного  не  такой,  как  все.  Читали  «Жил  человек  рассеянный  на  улице  Бассейной»?  Это  про  меня.  Проклятые  мысли,  цепкие,  как  репейник,  хватаются  за  любое  слово,  прочитано  оно  или  услышано  где-то  мимоходом,  размножаясь  в  геометрической  прогрессии  и  унося  далеко  от  сути  прочитанного  или  сказанного  кем-то.  В  детстве  мама  заставляла  меня  читать  вслух  заданные  на  дом  рассказы.  Я  десятки  раз  перечитывал  текст  (иногда  на  пол  странички)  и  с  ужасом  убеждался,  что  не  помню  ни  слова.  Первое  же  предложение  рождало  в  голове  какие-то  фантастические  ассоциации.  Я  читал  одно,  а  думал  уже  совершенно  о  другом.  Видно,  мой  мозг  никак  не  был  связан  с  речевым  аппаратом  и  со  зрением.  Информация  передавалась  от  глаз  в  рот,  минуя  извилины,  напрямую.  Матери  очень  быстро  надоели  бессмысленные  занятия,  и  она  отошла  от  дел,  предоставив  мне  самому  осваивать  тонкости  классической  литературы.  Я  снова  начал  читать  «про  себя».  Как  ни  странно,  но  так  я  все  таки  запоминал  немного  лучше.  Видно  голос,  звучавший  во  мне  при  чтении,  заглушал  последнюю  возможность  осмыслить  прочитанное.  Парадокс.  Я  и  сейчас  не  понимаю,  как  мои  друзья  могли  утверждать,  что,  только  читая  вслух,  можно  все  хорошо  запомнить.

         Способность  думать  о  чем  угодно,  а  не  о  том,  что  вроде  бы  должно  волновать  меня  сию  минуту,  с  годами  превратилась  в  мой  бич.  «Химическая  реакция»,  происходившая  с  размещаемыми  в  моей  голове-колбе  главами  из  учебников,  представляла  собой  необратимый  процесс.  Я  хорошо  запоминал  ассоциации,  вызванные  текстом  и  начисто  забывал  сам  текст.  Результатом  этой,  «стабильной»  в  кавычках,  мозговой  деятельности  стала  крайняя  неуспеваемость  в  школе  практически  по  всем  устным  предметам.  Да,  странно,  но  единственными  предметами,  дававшимися  мне  без  особого  труда,  были  математика  и  русский  язык.  Но  и  здесь  были  свои  нюансы.    Часто  я  не  помнил  формулы  в  математике,  зато  отлично  знал,  какую  из  них  применить.  К  счастью,  нам  разрешали  использовать  справочники,  поэтому  эта  проблема  решалась  сама  собой.  В  русском  языке  я  плохо  знал  правила,  но  благодаря  тому,  что  бесконечно  много  читал,  слова  постепенно  отпечатывались  на  моей  коре  довольно  четко  и  надолго.  А  знаки  препинания  я  уже  расставлял  исходя  из  чистой  логики.

         Да,  но  рассказать-то  я  хотел  совсем  о  другом…

         Я  уже  говорил,  что  когда-то  очень  много  читал.  С  детства,  как  только  я  научился  осиливать  первые  слоги,  а  потом  и  слова,  я  доставал  родителей  криками  радости  от  нового  прочитанного  в  газете  слова.  С  тех  пор  я  не  расставался  с  книжкой  ни  на  один  день.  Жаль,  что  за  количество  прочитанных  книг  не  давали  наград.  В  восьмом  классе  у  меня  была  бы  уже  одна.  Однажды,  придя  в  библиотеку  за  очередной  порцией  чтива,  библиотекарша  сообщила  мне,  что  за  прошедший  год  я  прочитал  гораздо  больше,  чем  кто-либо  из  нашей  школы.  Естественно,  я  страшно  гордился  этим  фактом,  но  в  душе  понимал  всю  бессмысленность  этой  похвалы.  Спроси  меня,  например,  что  я  прочитал  в  этом  году,  даже  месяце,  и  я  не  нашел  бы  что  ответить.  Содержание  книги  тут  же  улетучивалось,  как  только  я  перелистывал  последнюю  страницу.  Впоследствии,  если  кому-то  из  друзей  и  знакомых  хотелось  услышать  мое  мнение  о  той  или  иной  книге,  я  только  и  мог  сказать:  хорошая,  плохая,  так  себе…  Это  сейчас  я  начинаю  понимать,  что  такое  ассоциативное  мышление.  Название  книги  вызывало  во  мне  некие  ранее  изведанные  чувства,  связанные  с  ним.  Я  не  помнил  содержания,  но  помнил  суть.  Была,  правда,  одна  книга,  которую  я  очень  долго  помнил  во  всех  подробностях.  Алексей  Толстой  «Петр  Первый»  —  моя  самая  любимая  книга  в  жизни.  Я  прочитал  ее  девять  раз.  И  сейчас  помню,  как  в  ту  же  минуту  начал  ее  заново,  едва  закончив  читать  впервые.  Мне  тогда  было  16-17  лет.  Чуть  больше  сорока  лет  назад…

         То  же  самое,  кстати,  относилось  и  к  фильмам,  но  немного  в  меньшей  степени.  Лишь  книга  дает  всю  полноту  воображения.  У  тебя  есть  текст  перед  глазами,  все  остальное  дорисовывает  мозг.  В  кино  изображение  освобождает  часть  мозга,  отвечающую  за  объемность  восприятия,  а  значит,  высвобождается  место  для  памяти.  Своеобразный  компьютер.

         Я  забыл  уже  в  каком  году  прочитал  последнюю  книгу.  Я  давно  понял,  что  для  меня  (именно  для  меня)  это  самое  бесполезное  занятие.  Сейчас  век  интернета,  век  тотальной  информации.  Правдивой,  ложной  —  не  важно.  Важно  то,  что  человек,  постепенно  освобождаясь  от  книг,  даже  от  учебников,  в  любой  момент  может  пополнить  нехватку  знаний,  нажав  пару  кнопок  клавиатуры.  Он  усвоит  ее,  если  надо,  использует  и…  забудет.  Наверное,  это  правильно,  ведь,  информация  в  наш  век  сиюминутна.

         Так  все  же  о  чем  я  хотел  рассказать?

         Интернет?  Ах,  да.  Интернет…  С  некоторых  пор,  вообще-то,  довольно  с  давних,  сравнительно,  я  пишу  стихи,  размещаю  их  во  всемирной  сети,  их  читают,  высказывают  мнения.  Я  тоже  знакомлюсь  с  чужими  стихами  или  рассказами,  и  тоже  оставляю  под  ними  какие-то  комментарии.  Некоторые  знакомые  иногда  просят  меня  дать  оценку  какому-нибудь  длиннющему  произведению,  но  что  я  могу  о  них  сказать.  Нет,  я  честно  и  не  раз  пытался  усвоить  то,  что  они  мне  предлагали.  Я  чувствовал  —  это  что-то  стоящее,  но  объективную  оценку  так  и  не  мог  дать,  ввиду  того,  что  не  дочитывал  ничего  до  конца.  Я  пытался  объяснить  причину,  но  они  почему-то  мало  верят  и  больше  обижаются.  Им  меня  не  понять  и  это  бывает  обидно.  Я  не  подаю  вида  и  отшучиваюсь  хорошо  всем  известной  фразой:

       Чукча  не  читатель,  чукча  писатель…

         Однако  :)

12.09.2015г.  Минск,  база  одного  СУ

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606318
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 13.09.2015
автор: Евгений ВЕРМУТ