Почти как люди (2)



[b]2.  Прагматизм  отрешенности
[/b]
       Будьте  беспощадны  к  вашему  уму  –  ослу  ленивому  и  упрямому.
       Неверно,  что  глупый  человек  не  может  решать  нестандартных  задач.  Просто  его  разум  решает  те  нестандартные  задачи,  которые  ему  хочется,  а  не  те,  которые  нужно  хозяину;  он  не  подчиняется  воле  человека.  Глупость  проявляется  как  отсутствие  дисциплины  природного  ума.  Умный  человек  дрессирует  свой  ум,  подчиняет  своей  воле,  развивает  его.  Поэтому,  кроме  беспризорного  природного  ума,  он  обладает  дисциплинированным;  как  мы  говорим:  «интеллектом».  Персональный  ум  чем-то  похож  на  женщину:  он  благодарен  хозяину,  который  держит  его  в  строгости,  и  щедро  вознаграждает  такого  хозяина.  Наоборот,  чахнет  и  дурит,  подчинив  себе  слабовольного  хлюпика.
       Быть  мыслящим  человеком  совсем  нетрудно,  это  заложено  в  человеческой  природе.  Требуется  только  минимальное  духовное  усилие.  Надо  себя  заставить,  а  потом  появится  стимул,  и  никакие  усилия  не  требуются;  время  сделает  свою  работу.  Так  ребенок  заставляет  себя  не  писать  в  штанишки,  а  потом  привыкает.  Конечно,  тут  требуется  усилие  воспитателя  и  его  авторитет.  И  хотя  элементарной  гигиене  маленький  человек  может  обучиться  и  сам,  но  слишком  поздно:  характер  сформировался,  социальный  статус  определен.  И  с  этим  ему  жить.
       Любой  спортсмен  –  не  обязательно  профессионал  –  знает,  что  это  такое:  «собраться»,  «сосредоточиться  на  упражнении».  Это  требует  духовного  усилия  –  такого  же,  какого    требует  интеллектуальная  задача.  Умного  человека  воспитывают  точно  так,  как  спортсмена:  обучают  сосредоточению,  первому  шагу  к  нирване.  Однако  такое  обучение  требует  мотивации.
[i]        Но  благодаря  чему  мы  концентрируем  наше  внимание  сначала  на  том,  а  затем  на  этом  элементе?  На  это  можно  дать  сразу  два  ясных  ответа:  1)  благодаря  нашим  практическим  и  инстинктивным  интересам;  и  2)  благодаря  нашим  эстетическим  интересам.  
[/i]        Внешний,  общественный  стимул,  прямо  скажем,  играет  малозначительную  роль  в  генезисе  глупости.  Хотя…  Мне  приходилось  видеть,  как  обещание  поощрения  –  или,  напротив,  наказания  –  превращало  махрового  тупицу  (по  видимости)  в  вундеркида;  откуда  что  взялось!  Но  в  общем  случае  соображалка  просыпается  от  абстрактного  интереса,  от  любопытства  –  только  уже  не  тотального,  как  у  таланта,  а  эпизодического.  Есть  граница  в  человеке.  И  там,  за  пределами  его  интересов,  где  царствует  инфернальное  равнодушие,  человек  –  совершеннейший  даун.
     Что  такое,  в  сущности,  «ум»  и  «глупость»?  То  же  самое,  что  «взрослость»  и  «инфантильность».
       –  Я  не  знаю…  Я  не  понимаю…
       Любой  учитель  –  сколько  раз  слышал  эти  слова!  А  родители…
[i]        –  Тебе  это  кажется,  что  ты  не  знаешь.  А  на  самом  деле  ты  всего  лишь  не  отдаешь  себе  отчета  в  своих  познаниях.  И  я  вижу,  что  ты  по-настоящему  боишься  узнать  что-либо  еще.  
         Методично  отвешивая  сыну  звонкие  оплеухи,  она  смотрела  ему  в  глаза  и  повторяла:
       –  Нет  ничего  случайного  в  жизни.  За  небрежностью  стоит  умысел.  Небрежность  всегда  преступна.  
[/i]        Надо  ясно  понимать,  что  глупость  есть  волевой  акт,  за  последствия  которого  надо  отвечать.  Неумышленное  преступление  не  может  быть  совершено  по  глупости,  ибо  глупость  –  это  заведомый  умысел.  Человек  свободен  выбирать  между  глупостью  и  умом.  Это  вопрос  самоуважения,  вопрос  ответственности.  Вопрос  воли.  Не  бывает  людей  от  природы  глупых.  Есть  люди  ленивые    интеллектуально;  это  просто  порок  воспитания...
[i]        –  Все  взрослые  –  лентяи.  
[/i]        Кроме  лени  интеллектуальной  и  физической  есть  множество  других  ее  разновидностей.  Мне,  например,  легче  сделать  самому,  чем  просить  других.  Это  тоже  лень.  Или:  по-вашему,  человек,  отказывающийся  выполнять  бессмысленную  работу,  –  лентяй?
       Но  интеллектуальное  большинство  не  было  бы  большинством,  если  бы  глупость  порождалась  только  инертностью  и  ленью.  Есть  некая  сила,  отвращающая  нас  от  знания  и  понимания.  «[i]Многие  знания  умножают  скорбь[/i]»,  –  учит  нас  Писание.  А  [i]Филадельф  предупреждал:  «Знания  лишают  воли».  [/i]  Механизм  этого  отвращения  нам  более  или  менее  ясен,  непонятна  природа  этой  силы.
     [i]  Сегодняшний  человек  спасается  бегством  от  мышления.  Кто  сказал,  что  плоды  познания  сладки?  Ты  плачешь,  словно  зверь,  лизнувший  окровавленное  лезвие.  Плачешь,  захлебываясь  собственной  кровью  –  и  продолжаешь  лизать  смертельный  клинок.
[/i]        Есть  немало  людей  невеликого  ума,  которые  пользуются  моим  уважением,  –  как  правило,  за  добродушие,  искренность,  доброту…  Чтобы  быть  порядочным  человеком,  вовсе  не  обязательно  обладать  могучим  интеллектом.  Множество  глупых  людей  наделены  ярким  талантом  –  могу  назвать  имена.  
[i]        –  Они  пытаются  заставить  себя  забыть  то,  что  им  недоступно.
       –  Да  нет,  в  общем,  они  такие  же,  просто  у  них  больше  соблазнов  и  меньше  иллюзий.
[/i]
[b]2014

Литература  раздела:
[/b]
1.  Уильям  Джеймс.  «Прагматизм».
2.  М.  Хайдигер  «Отрешенность»
3.  С.  Лукьяненко.  «Спектр»
4.  Андрей  Лазарчук.  «Кесаревна  Отрада…»
5.  П.  Дашкова.  «Питомник»
6.  П.  Дашкова.  «Легкие  шаги  безумия».
7.  Б.  Акунин.  «Алмазная  колесница»
8.  Ник.С.Пичугин.  «Шок  разума»
[url="getpoem.php?id=514457"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514457[/url]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514458
Рубрика: Лирика
дата надходження 30.07.2014
автор: Ник.С.Пичугин