Поэзия - ритм жизни

Поэзия  издавна  была  выражением  самого  возвышенного  и  божественного,  что  есть  в  людской  душе.  Присутствует  поэзия  в  колыхании  моря,  в  шуме  леса,  в  звенящей  тишине  гор,  в  порывах  человеческой  любви.  Поэтому  люди  издавна  слагали  стихи,  которые  вначале  были  неотрывны  от  музыки.

Поэзия  –  это  прежде  всего  ритм  –  ритм  чувства,  ритм  действительности,  ритм  жизни.  Издавна  считалось,  что  поэзия  существует  сама  по  себе  и  задача  поэта  лишь  войти  в  ритм  с  природой,  запечатлеть  его  и  через  бумагу,  через  изложение  передать  людям.  В  некоторых  системах  мироздания  поэзии  отводилась  роль  первой  реальности,  а  всё  остальное  вторично,  и  люди  вкладывали  поэзию  в  молитвы,  притчи  и  заклинания.  Первичная  поэзия  передаётся  человеку  через  особое  состояние,  которое  называется  вдохновением  или  приходом  музы.

Но  поэзия,  помимо  прочего,  имеет  и  внешние  законы  –  метрику,  рифму,  размер  строки.  И  вот  некоторые  люди  вместо  того,  чтобы  улавливать  поэзию,  чувствовать  мир,  занялись  сочинительством  стихов  (графоманией).  Примерно  это  выглядит  так:  берётся  мысль  и  зарифмовывается.

Таких  сочинителей  развелось  очень  много,  они  сочиняли  на  потребу  момента  и  вскоре  заполнили  своими  «творениями»  почти  всю  печать.  Как  результат,  народ  перестал  интересоваться  стихами  –  кому  интересно  читать  чужие  зарифмованные  мысли,  которые  не  отличаются,  как  правило,  ни  мощью,  ни  глубиной  (а  если  и  отличались,  то  утратили  их  в  процессе  зарифмовки).  Рифмовать  ведь  не  трудно,  это  чисто  техническая  сторона,  и  любой  человек  без  особого  труда  может  научиться  рифмовать  любую  мысль.  Не  трудно  овладеть  даже  искусством  стилизации  –  подлаживаться  под  любой  стиль  –  под  стиль  Блока,  Пушкина,  Маяковского  и  т.  д.  Но  всё  это  к  поэзии  никакого  отношения  не  имеет.

И  вот  научившийся  рифмовать  человек,  в  радостном  возбуждении,  возомнив  себя  поэтом,  бежит  быстрей  печататься,  выносить  на  люди  свои  недоделки.  Беседуя  с  такими  авторами  о  поэзии,  понимаешь,  что  их  интересует  не  поэзия,  а  возможность  выразить  себя  через  стихи,  прославить  своё  имя.  А  поэзию  они,  как  правило,  не  знают,  с  трудом  называют  своих  любимых  поэтов  и  не  могут  прочесть  наизусть  ни  одного  чужого  стихотворения  (помимо  школьной  программы).

Но,  с  другой  стороны,  можно  ли  их  винить  в  этом?  Кто  сумеет  поправить  их,  натолкнуть  на  путь  высокой  поэзии?  Обычно  эту  функцию  берёт  на  себя  критика,  которая  является  необходимым  компонентом  любого  образованного  общества.    

P.S.  О  теории  поэзии  мне  приходилось  писать  много.  Но  обычно  эта  тема  включалась  в  большие  работы,  например  в  «Эссе  о  живописи»,  книги  «Договорные  ценности»,  немало  места  уделено  теории  поэзии.  Есть  о  поэзии  ещё  в  нескольких  статьях.  Неоднократно  приходилось  говорить  об  этом  в  интервью  на  радио  и  в  телевизионных  передачах.  Кстати,  в  замечательной  книге  Сергея  Курия,  «Оседлать  Пегаса»,  есть  несколько  выдержек  из  моих  работ.  Книга  вышла  в  2012  году  в  издательстве  «Феникс».  Заметок  теории  поэзии  у  меня  накопилось  на  целую  книгу.  Но  вот  отдельных  напечатанных  статей  мало.
Одна  посвящена  в  большой  мере  описанию  вдохновения  и  напечатана  в  киевском  интеллектуальном  журнале  «Твоё  Время»  в  2003  году.  Называется  она  «Пропуск  в  истинный  мир».
Другая  напечатана  в  журнале  «Время  Z»  в  2006  году  и  называется  «Профессионализм  и  вдохновение»  с  подзаголовком  «как  грамотно  писать  стихи  и  рисовать  картины».
Статья  «Поэзия  –  ритм  жизни»,  самая  первая  из  напечатанных  мною  работ  о  поэзии.  Она  опубликована  в  Лутугинской  районной  газете  «Трудовая  Слава»,  где  я  работал  корреспондентом.  Вот  выходные  данные  районки.  
Газета  «Трудовая  Слава»  №1  (4230)  от  1  января  1993  года  (на  самом  деле  вышла  28  декабря  1992).  Подписная  цена  –  4  копейки,  в  розницу  –  2  рубля.
Забавно,    что  подписная  цена  4  копейки,  а  в  розницу  2  рубля.  Эта  разница  в  стоимости  показывает  какой  была  инфляция  в  1992  году  на  Украине.  То  есть  цены  на  газету  за  год  возросли  в  50  раз.  А  на  предметы  первой    необходимости  в  сотни  раз.  Причём  инфляция  в  следующем  1993  году  была  примерно  такой  же.
Но  вернёмся  к  теории  поэзии.  Я  специально  не  стал  менять  в  статье  напечатанной  около  20  лет  назад  ни  слова.  Просто  сел  за  компьютер  и  перепечатал  текст  из  старой  газеты.  Сейчас  об  этом  я  бы  написал  немного  по  другому,  хотя  принцип  разделяю.  Он  берёт  свои  истоки  в  древности  и  подробнее  об  этом  я  писал  в  статье  «Пропуск  в  истинный  мир».  С  другой  стороны  статья  «Поэзия  –  ритм  жизни»  в  электронном  варианте  явно  незакончена.  Это  потому,  что  здесь  приведена  лишь  половина  статьи.  Она  предваряла  литературную  страничку  и  дальше  было  о  том,  что  у  нас  на  Луганщине  (Лутугинский  район  в  Луганской  области)  нет  полноценной  литературной  критики  (сейчас  её  по  сути  нигде  нет),  от  этого  отсутствие  литературной  жизни  и  крупных  поэтов.  Заканчивалась  статья  разбором  напечатанных  на  этой  же  страничке  стихотворений  местных  лутугинских  поэтов.  Начало  статьи  я  тоже  убрал.  Районная  газета  по  замыслу  её  руководителей  не  место  для  серьёзных  теорий.  Поэтому  я  сделал  так,  что  теория  оказалась  спрятанной  внутри  статьи.  Начиналась  статья  типично  для  новогодней  районной  газеты.  «Пушистый  снег  мягко  падает  на  еловые  ветви,  иней  слегка  подрагивает  и  искрится,  сосульки  задумчиво  преломляют  в  своей  матовой  глубине  неровный  лунный  свет.  Везде  присутствует  ощущение  чего-то  необычного,  и  кажется  будто  что-то  вот-вот  произойдёт…».  И  ещё  один  подобный  абзац.  Набираю  его  и  «прикольно»  становится  от  того,  что  когда-то  по  долгу  службы  приходилось  писать  такую  чушь.  Я  думал  это  можно  делать  только  из  под  палки.  С  появлением  Интернета  понял,  что  миллионы  людей  пишут  нечто  подобное  вполне  добровольно  и  считают  это  творчеством.  И  таких  людей  большинство.  И  не  только  в  Сети,  в  жизни  их  ещё  больше,  только  многие,  слава  Богу,  не  пишут,  предпочитают  заниматься  другими  делами.  И  то,  что  СМИ,  в  том  числе  та  районная  газета,  в  которой  я  работал  20  лет  назад,  потакают  массовому  вкусу,  вполне  закономерно.  Массовый  вкус  определяет  спрос.  Отсюда  низкий  уровень  нашего  телерадиовещания,  газет  и  журналов,  Интернета.
Но  это  тема  отдельного  разговора.
Поместить  в  Интернет  статью  20  летней  давности  меня  вынудило  то,  что  без  неё  мои  теоретические  работы  о  поэзии  выглядят  неполными.  Когда  я  печатал  их,  всегда  отталкивался  от  того,  что  о  «ритме  жизни»  я  уже  сказал.  Всё  таки  статья  моя  была  напечатана  вполне  пристойным    тиражом  11433  экземпляра.  Часть  тиража  я  роздал  любителям  поэзии  из  других  регионов.  Да  и  в  библиотеки  газета  направлялась.  Но  понятное  дело  что  с  появлением  Интернета  именно  он,  а  не  библиотеки  стал  первым  источником  информации.  Поэтому  статья  «Поэзия  –  ритм  жизни»  появилась  здесь.    

Сергей  Аксёненко

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=326410
Рубрика: Лирика
дата надходження 30.03.2012
автор: Аксёненко Сергей