Разбор стихотворения Е. Евтушенко "Идут белые снеги"

Всё  вполне  закономерно.  Всякий  раз,  когда  я  сижу  на  диване,  разглядывая  свой  книжный  шкаф,  мне  попадается  на  глаза  книга  Евгения  Евтушенко  «Идут  белые  снеги».  Она  с  вызовом  смотрит  на  меня,  проверяя  моё  терпение.  И  вот,  буквально,  на  днях  я  не  удержался  от  соблазна  и  раскрыл  её,  наткнувшись  на  стихотворение  с  одноимённым  названием.  Прочитав  до  конца,  я  был  сильно  расстроен.  Осталось  много  неясных  моментов  после  прочтения,  которые  не  давали  мне  покоя,  поэтому  я  и  решил  провести  небольшое  «литературное  расследование».  Попытался  понять  автора,  о  котором  во  вступительной  статье  писал  Евгений  Винокуров  «поэт  обстоятельный,  Евтушенко  любит  рассказывать  не  спеша,  он  любит  фабулу».

«Идут  белые  снеги,
как  по  нитке  скользя…
Жить  и  жить  бы  на  свете,
да,  наверно,  нельзя».

       Лично  у  меня  слово  «снеги»  вызывает  глубокое  сомнение,  а  точнее  сомнение  в  существовании  этого  слова  как  такового.  Возможно,  автор  его  использует  во  множественном  числе,  дабы  показать,  что  снег  идёт  повсюду.  Кроме  того,  стихотворение  было  датировано  около  полувека  назад  и  тут  сложно  что-то  чётко,  утверждать.  Уже  в  первом  катрене  встречается  повтор  «жить  и  жить  бы  на  свете».  Возникает  ощущение,  что  автор  пишет  быстро  и  мимоходом.  Можно  ведь  подумать  и  отыскать  более  точные  слова  для  передачи  смысла,  например:  «жить  бы  вечно  на  свете».

«Чьи-то  души,  бесследно
Растворяясь  вдали,
словно  белые  снеги,
идут  в  небо  с  земли».

       Очень  тонкая  и  образная  метафора  про  души,  которые  подобно  белому  снегу,  отправляются  на  небеса,  покинув  телесную  оболочку.  Проблема  в  том,  что  она  сложна  для  восприятия  рядовому  читателю.  Тут  стоит  учитывать,  что  Евтушенко  поэт  социальной  направленности  «удесятерённого  ощущения  дня  жизни,  бытия»,  для  которого  снег  должен  непременно  падать  на  землю,  а  не  взлетать  к  небесам.  Это  идёт  в  разрез  с  его  стилем  письма.

«Я  не  верую  в  чудо.
Я  не  снег,  не  звезда,
и  я  больше  не  буду
никогда,  никогда».

       Этот  ненужный  повтор  «никогда,  никогда»  перечёркивает  смысл  всего  написанного  катрена,  а  точнее  становится  просто  непонятно,  о  чём  говорит  автор,  что  он  хочет  передать  этими  строчками,  какую  идею  собирался  донести  до  читателя.  Остаётся  только  догадываться  и  предполагать.  Зачем  автор  умышленно  использует  повторы,  когда  можно  подумать,  и  в  обязательно  возникнет  новая  строчка,  более  точная,  более  ясная.  Пусть  на  это  уйдёт  час  или  полдня,  но  оно  того  стоит.  Читатель  будет  благодарен.  

«Если  было  несладко,
я  не  шибко  тужил.
Пусть  я  прожил  нескладно  –  
для  России  я  жил».

       Не  получается  обойти  эти  строчки  стороной,  уж  очень  точно  и  мудро  сказано:  «Пусть  я  прожил  нескладно  –  для  России  я  жил».  Неточная  рифма  говорит  о  том,  что  автор  уделил  особое  внимание  смыслу,  а  не  внешней  огранке  стихотворения,  и  не  прогадал.  Строчки  получились,  на  редкость,  запоминающимися  и  жизненными.

«Пусть  она  позабудет
Про  меня  без  труда,
Только  пусть  она  будет
Навсегда,  навсегда…»

       Очевидно,  что  автор  делает  упор  на  повторах.  Возможно,  что  это  своеобразный  рефрен  и  замечательная  строчка  для  песни,  но  я  сейчас  говорю  о  поэзии.  Уже  не  первый  раз  по  ходу  стихотворения  встречаются  подобные  строчки.  Хочется  заострить  на  этом  внимание,  так  как  снова  смысл,  который  вкладывает  автор  в  данный  катрен,  теряется.  Даже,  несмотря  на  то,  что  смысл  понятен  и  без  последней  строчки,  но  читатель  всё  равно  остаётся  в  лёгком  недоумении,  будучи  неуверенным  в  своих  догадках.  Конечно,  можно  подумать  и  сочинить  более  точную  строчку,  например:  «только  пусть  она  будет  в  моём  сердце  всегда»,  но  автор  не  ставит  перед  собой  такой  цели.
       Кроме  того,  смущает  размер  стихотворения.  Обычно  в  подобных  ситуациях  читатель,  прочитав  до  конца  стихотворение,  начинает  усиленно  чесать  затылок,  вспоминая,  что  было  в  начале.  В  данном  стихотворении  ситуация  противоположная.  Кажется,  что  благодаря  однотипным  строчкам  мы  топчемся  на  одном  месте.  Тут  всплывают  строчки  про  Пушкина  со  Стенькой,  про  бессмертие.  То,  что  можно  вместить  в  одном  катрене,  автор  ухитряется  растянуть  на  несколько,  причём  совершенно  безосновательно.
         Подводя  итоги  своего  маленького  «литературного  расследования»  хочется  отметить,  что  особый  разлад  в  стихотворения  внесли  повторы,  благодаря  которым  простое,  на  первый  взгляд,  стихотворение  наполнилось  множеством  ненужных  и  непонятных  читателю  загадок,  на  разгадку  которых  уже  не  осталось  ни  сил,  ни  времени.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=311208
Рубрика: Лірика
дата надходження 04.02.2012
автор: HitriyHit