Сказка про Моцарта и Бернса. Проза

Давайте  представим  себе,  что  во  второй  половине  XVIII  века  фея,  которая  одаривает  новорожденных,  задумала  сделать  подарки  двум  мальчикам.  Одному  она  подарила  музыку,  а  другому  –  стихи.


Предположим,  фея  любила  рассуждать  о  жизни  и  об  истории.  Ей  показалось,  что,  хотя  в  мире  вокруг  много  красоты  и  веселья,  горя  и  лицемерия  в  нем  чересчур.  Она  умела  предвидеть  будущее  и  знала,  что  скоро  люди  устроят  себе  новый  праздник  борьбы  за  свободу  и  справедливость.  Но  ее  беспокоило,  что  в  этой  борьбе  будет  много  жестокости.  Да  и  лицемерия  и  несправедливости  тоже  порядочно.  А  если  так,  то,  пожалуй,  опомнившись,  люди  будут  слишком  разочарованы,  чтобы  верить  в  хорошее.


Этого  фея  не  хотела  допустить.  Она  не  моралистка,  но  не  любит  всеобщее  разочарование.  Если  людям  все  безразлично,  ее  подарки  не  принесут  никакой  радости.  Ими  вообще  не  смогут  распорядиться.  А  наплевательского  отношения  к  своей  работе  фея  терпеть  не  могла!


И  вот,  когда  она  рассуждала,  что  бы  такое  придумать,  самое  верное,  чтобы  люди  всегда  помнили,  что  на  белом  свете  всегда  останется  что-то  НЕ-фальшивое,  у  нее  придумалась  песня.  Тема  с  вариациями,  то  в  мажоре,  то  в  миноре,  и  куплеты  разные  –  печальные  и  веселые  чередовались.  Но  это  была  настоящая  песня.  Ее  хотелось  петь  без  конца,  в  нее  можно  было  незаметно  влюбиться.  Фея  уже  начала  приходить  в  отчаяние  и  сомневаться  в  своих  волшебных  способностях,  а  песня  сразу  подняла  ей  настроение.  И  фея  решила,  что  это  именно  то,  что  нужно  подарить  –  музыку  и  стихи.
Для  верности  она  решила  подарить  то  и  другое  отдельно  и  выбрала  двух  понравившихся  ей  ребят  для  подарков.  В  разных  странах.  Собственно,  она  одарила  не  только  их,  но  и  их  родителей  –  ей  хотелось  наградить  их  за  любовь  к  детям  и  заботу  о  них.


Но  кроме  волшебного  дара,  фее  пришлось  дать  каждому  из  мальчиков  и  беды  в  жизни.  Она  этого  совсем  не  хотела,  но  таково  не  зависящее  от  нее  правило.  Фея  очень  старалась  и  выбирала,  ей  хотелось  дать  в  придачу  как  можно  меньше  бед.  Но,  так  как  ее  дар  творчества  был  очень  ценен,  то  и  горести  мальчикам  достались  немалые.
Тем  не  мене  они  жили,  эти  два  мальчика,  и  совершили  то,  чего  фея  хотела  от  них.  А  после  смерти  они  встретились  в  ее  волшебном  царстве,  и  она  приняла  их,  как  любимых  родных  сыновей.

Это  типа  сюжет  для  сказки.  :-)  А  смысл  вот  в  чем.

Когда  я  летом  читала  книгу  Риты  Райт-Ковалевой,  пришло  мне  в  голову,  что  есть  нечто  общее  между  Бернсом  и  Моцартом.  Решила  их  сравнить.


Их  дни  рождения  отделяют  два  дня:  Бернс  родился  25  января,  Моцарт  –  27  января.
Они  были  современниками,  но  Моцарт  постарше:  он  родился  в  1756  г  и  умер  в  1791-м.  Бернс  родился  в  1759-м  и  умер  в  1796-м.  Не  один  из  них  не  дожил  до  40  лет.

Оба  были  масонами.

У  обоих  были  довольно  заботливые  отцы,  серьезно  относившиеся  к  воспитанию  детей  и  сделавшие  много  для  их  образования.


Все,  кто  интересовался,  знают  анекдот  о  том,  как  маленький  Моцарт  просил  руки  Марии-Антуанетты.  Бернс  в  одном  из  писем  обозвал  ее  проституткой  (я  не  настолько  осведомлена  о  жизни  и  личности  королевы,  чтобы  претендовать  на  роль  судьи,  но,  по  моему  мнению,  лучше  бы  Бернс  воздержался.  He  would  have  been  wiser  to  shut  up:-)).


Жанры  творчества  Бернса  не  настолько  разнообразны,  как  у  Моцарта.  Моцарт  писал  и  оперы,  и  симфонии,  и  концерты  для  разных  инструментов,  и  камерную  музыку,  и  духовную;  Бернс  знаменит  прежде  всего  как  поэт-лирик,  а  многое  из  задуманного  в  других  жанрах  он  не  успел  осуществить.  Но  поэзия  Бернса  очень  музыкальна.  Многие  его  известные  стихи  –  это  новые  слова  на  мелодии  старинных  шотландских  баллад,  которые  ему  замечательно  удавалось  придумывать.


Но  самое  главное,  по-моему,  что  знакомство  со  многими  произведениями  Моцарта  и  Бернса  оставляет  схожие  чувства:  цельности,  ясности,  света.  Напоминания  (хотя  у  каждого  это  –  в  своем  роде  и  своими  средствами),  что  нечто  простое  и  важное  является  настоящим.  И  даром  пробуждать  лирой  добрые  чувства  каждый  из  них  владел.

25.01.2009

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1004907
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.02.2024
автор: Валентина Ржевская