Так можно жить—в истерике, в надрыве,
но нужен страх,
призывный клич в туманящем наплыве
и хитрый враг.
Коварный враг—не роскошь в этом деле—
программы гвоздь,
он должен быть как опухоль на теле,
как в горле кость.
Он должен ощущаться как угроза,
конец всему,
ввергать в оцепенение наркоза,
"падучей" тьму.
Пусть от него до узости туннеля
сожмётся свет,
раскрутит все волчки и карусели
зловещий бред,
По Достоевскому, с проклятьем наготове
ухватим приз,
повиснув на болезненном изломе,
срываясь вниз...
Вікторія Торон
Формула "не покаешься - не спасешься, не согрешишь - не покаешься" довольно популярна у отдельных "сектантов" внутри христианства. Но там же где-то и "не греши" сказано, так что... Что касается аскетического ригоризма Достоевского, то следует помнить, что он все-таки был нездоровым человеком с буйными страстями, а психика его прошла основательные испытания. Тем не менее, ценно в его творчестве не привнесенное туда его болезнями и страстями, а то, что называется "капля вечности" - взять хотя бы речь князя Мышкина о смертной казни. Только все это, кажется, пропало, пропадает и будет пропадать.
Вікторія Т. відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Всякая идея, даже правильная, доведённая до крайности, заводит в тупик.Я думаю сейчас, например, не о причинах ненависти 85%-ов, а о её безоглядности,об отсутствии страха "перейти меру" или элементарно ошибиться. Можно списывать это на СМИ, но уж слишком большая готовность им верить...Конечно, большинство людей считает, что коллективная вина--это вообще не вина, но есть и глубоко укоренившийся стереотип: если ошиблись, то как-то там покаемся, найдём с Богом общий язык (не впервой),ещё сильнее после этого дружить будем ("обречены" ведь). А убитые...--так все там будем.
К тому же согласитесь, грешить и каяться намного интереснее, чем просто не грешить.
Интересная строфа... Интересно, как много тех, кто живет в таком нервном напряжении, связывают это с Достоевским? И вот еще - контекст проклятый. Достоевский - писатель без родины. Как там у него? "Всяк пред всеми виноват", "слезинка ребенка" и прочее - с точностью до наоборот все это воспроизводит его бывшая родина. Хотя "Записки из мертвого дома" выглядят актуально. Ну, а в дневниках писателя любой шовинист накопает достаточно мерзостей в адрес нашей Родины, которую у нас пытаются отнять.
Вікторія Т. відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Мало кто напрямую связывает, конечно, но мне кажется, что если развивать философию писателя о единственно возможном пути нравственного совершенствования-- через покаяние и искупление,- то можно прийти к парадоксальному выводу: грешить не страшно, потому что не согрешив--не покаешься. Более того, чем больше согрешишь, тем слаще (и угоднее Богу) будет покаяние. Убивать тоже не страшно, поскольку все сольёмся в конце во всепрощающих объятиях.Порассуждала немного об этом в своём "Дневнике". Интересно было прочитать, что далеко не все его современники-критики восторженно оценивали его творчество. В его произведениях видели "«Неумолимый аскетический ригоризм, сурово анафемствующий всех отверженцев, отмеченных печатью высшего проклятия.»