Январь. Растерянно и росло
стоят деревья, стынет русло
реки, и, как привет из Осло,
летит на санках детвора,
и, словно сливочное масло,
на крыши снег намазан. Грустно,
как будто что-то вдруг погасло,
ещё светившее вчера.
Январь. Заквашена капуста,
в ведре на кухне, и невеста
соседская читает Пруста,
на безымянный без кольца
косясь в сомненьях, а таксиста
несет с прикормленного места
куда-то в ночь… Луна мясиста,
и снег - небесная пыльца.
Январь, как праздник перспективы,
как до-диез восьмой октавы,
и плавят лёд локомотивы
на рельсах, согнутых в дугу.
Январь не спрашивает «кто вы?»,
не издает свои уставы,
и, словно ангельские вдовы,
вороны горбятся в снегу.
Январь, как недостаток света
во всем, что дорого и свято,
как стих из Старого Завета,
как дрожь, как смерть, как Рождество…
Сосна, приятная зевота,
и пучеглазые совята
гирлянды смотрят на кого-то,
и больше нету ничего.
Январь, как сон о прошлой жизни,
как веский повод для болезни,
но в нём сквозь пафос снежной тризны
видна иная красота,
как будто боги строят козни,
и смотрят, кто из нас железней,
и нет ни радости, ни слёз, ни
следа любви, и даль - чиста…
Январь, как мастера десница,
как место в жизни для абзаца,
и опустевшая глазница
слепой природы на меня
глядит с величием безумца,
и нелегко живым казаться,
когда так хочется разуться,
по краю бездны семеня.
Январь - предтеча Пастернака,
в кораллах ягеля брусника,
как многоточие, однако
уже крещенская вода
течет, и крест готов для Внука…
Рискни, чернилами плесни-ка
на белый лист, и эта мука
не прекратится никогда!
Я конечно не такой искушенный в поэзии чел, как Krajzer, например, и в этом есть свои плюсы, я не пытаюсь Вас сравнивать с другими, в том числе и великими авторами. зачем? Мне нравится как Вы пишете и всё. Потому, что хорошо владеете словом, потому, что остроумный и эрудированный человек,с жизненным багажом, потому, что обладате той поэтической, писательской интуицией, чутьём, если хотите, которое заставляет строчку звенеть. В конце концов - потому, что я так не умею. И мне совсем не стыдно в этом признаваться. Честно и без намёка на лукавство. Пишу это - от души, а не с какой-то целью, например набиться в друзья или напроситься на Ваши рецензии. Я адекватен в самооценках своего уровня, своих возможностей. Просто оч. здорово, что Вы есть на белом свете и на этом сайте. а ещё есть благодарные читатели и слушатели. И автор должен знать об этом. Докучать длинными текстами я Вам больше не буду. Как гр-ся, не поминайте лихом. Думаю под этим комментом мог бы подписаться не один человек.
Res відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Определять "разницу консистенции сливочного масла и пыльцы" - оставим потомкам.
Насчёт повара опять не поверил. Я сам в прошлом повар с красным дипломом. Именно на то, что "копчености у тебя обветренные, братец" - он и обидится. И ещё как! "У нас, батенька-с, всё только первой свежести-с. Закон-с! Никакой вторичности: повторов, клише, шаблонов"...
"В разъяснения своего безверия" я не пускался, просто обосновал, как и дОлжно, комент.
Про "разящую десницу" не услышан, Бог с ним.
По пункту первому:
"«мастера десница» - «рука мастера» и ничего более" -
Вам возражают следующие левши:
Рафаэль (Раффаэлло Санти)
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Пабло Пикассо
Альбрехт Дюрер
Огюст Роден
Питер Пауль Рубенс
Анри Тулуз-Лотрек
Шутка, конечно (не список!), но, имхо, "рука мастера" намного убедительнее, чем "мастера десница". Как раз тот самый случай, когда автор "вместо огурца бочкового в солянку кладёт маринованный".
По второму пункту:
"«место для абзаца» не повторяет «праздник перспективы», так как «перспектива» употреблено здесь в пространственном, а не во временном значении" -
что же может более свидетельствовать о пространстве, чем слово "место". Да и "праздник перспективы", к счастью, дает не один смысл, он более многопланов.
По третьему пункту:
"«живой» не всегда значит «не мертвый» -
мысль комента не суть мысль стиха. Не буду дофантазировывать себе как же хочется "жмурику" разуться, семеня по краю бездны, а то ещё наснится чего...
"«девичье» чувство обескураженности" -
очень понравилось.
Зубастость в отстаивании точки зрения тоже, чувствуется серьёзность и вдумчивость.
Остаётесь по-прежнему одним из самых интересных авторов сайта.
Res відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Беру все свои слова про солянку обратно, так как нет ничего более нудного, чем спорить с профессионалом.
Что касается десницы мастера, то посмотрите шире, и представьте январь, как часть творения божьего, или как символ чистоты и праведности, которому покровительствует десница Бога, Бога-творца, Бога-мастера.
А "место для паузы" - тоже только в пространственном значении используется?
Да и в многоплановости трактовки я проблемы для поэзии не вижу. Но если задастья целью, то можно любую мысль до абсурда довести.
А потому оставлю жмуриков в покое!
Стих беру в избранное, как харАктерный, как и все, что там есть.
Язык живой, образы естественные и яркие, запоминающиеся, смысла - достаточно, без перегруза.
Пожалуй, только некоторые детали смущают.
"Январь. Растерянно и росло
стоят деревья" -
прекрасно для зачина, действительно растерянно и росло, без листвы кажущиеся бОльшими, чем на самом деле. Да и вся строфа очень свежа. Особенно для первого дня января.
Вообще, имхо, семь строф суть семь первых дней января.
Вторая так же реалистична и хороша, со своей бытовой философией, то бишь правдой, окромя
"и снег - небесная пыльца" -
ибо в первой строфе:
"и, словно сливочное масло,
на крыши снег намазан" -
настолько яркий и близкий в тексте образ, что никак не стирается из памяти.
В третьей строфе уже о материях отвлечённых, но оч. хорошо, про вдов особенно.
Четвёртая, как "недостаток света" и, в продолжение, пятая, как "сон о прошлой жизни" очень даже.
А вот шестой не поверил совсем.
"Январь, как мастера десница,
как место в жизни для абзаца,
и опустевшая глазница
слепой природы на меня
глядит с величием безумца,
и нелегко живым казаться,
когда так хочется разуться,
по краю бездны семеня".
"Мастера десница" очень расплывчато. Десница творящая? Отдельно? Так ведь более употребляемо разящая? Что? Кого? Да и какого мастера?
"Как место в жизни для абзаца" - уже было, как праздник перспективы, зачем повторяться?
"и нелегко живым казаться,
когда так хочется разуться" - перевожу для себя: как же мне нелегко казаться живым, когда ТАК хочется разуться. Когда чего-то сильно хочется, что может лучше свидетельствовать о том, что "пациент" скорее жив, чем... Остаётся только улыбнуться.
Концовка отличная.
Вообще, этот стих, как хороший коньяк: и аромат, и вкус отменные
Мои поздравления и со знакомством!
Res відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Вы знаете, если бы это было в буквальном смысле пару слов, то я бы расстроился, так как нет ничего хуже коротких комментариев.
Но наравне с радостью от столь развернутого анализа, есть какое-то «девичье» чувство обескураженности, как от слишком бурного первого свидания… (Да не поймите меня превратно! )
Но это всё лирика, а теперь к делу!
Меня тоже немного смущала разница консистенции сливочного масла и пыльцы. Но, осознав «небесную пыльцу» как «небесное семя», аллегория стала для меня ещё более объемной.
Честно Вам скажу, не люблю я все эти псевдостаниславские «не поверил»! Вот скажите повару: «не верю я, брат, солянке твоей, не верю!», и будьте уверены, что он не станет Вам в следующий раз готовить вовсе! А если скажете ему, что, мол, братец, копчености у тебя обветренные, или, что, мол, огурец не бочковой, а маринованный, то он уж постарается угодить Вам в следующий раз, потому как видит, что «клиент сечёт»!)
Впрочем, Вы и сами себе не поверили, раз в разъяснения своего безверия пустились.)
Ну, значит, будь по-вашему!
1) «мастера десница» - «рука мастера» и ничего более, так как уж больно картинка совершенна!
2) «место для абзаца» не повторяет «праздник перспективы», так как «перспектива» употреблено здесь в пространственном, а не во временном значении.
3) «живой» не всегда значит «не мертвый».
*Он захохотал. Потом запнулся и грустно посмотрел на двенадцать зелёных, толком не начатых книг... По комнате плыл тихий аромат мраморного рулета из белого и красного мяса, запечёного с яйцом...
Res відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Первая строфа - это просто какая-то зимняя сладкая вата!
Во второй - извини - я сразу узрел слова "невеста соседская читает Пруста" и в голове зазвучало Арбонинское "Он был католическим священником, она читала М.Пруста"...
Мясистая луна - это конечно... яб дадек на такое не посягнул. Развечто мясо кальмара под бешамелью
Но, честно скажу - вот эти гастрономические элементы второй строфы меня не очень впечатлили.
Вот это безумно понравилось:
Январь не спрашивает «кто вы?»
Вот это - просто по живому:
как веский повод для болезни
Январь - предтеча Пастернака
"Февраль, достать черни и плакать...")))
В общем, жду услышать сие прочитанным вслух.
Res відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Ну, после твоей фешемебели ты о кулинарии вообще можешь говорить что захочешь и как захочешь - всё будет простительно, и на всё имеешь право!
А за кальмары под антресолью я тебе хоть войну и мир наизусть прочту!!!
"Январь - предтеча Пастернака,
в кораллах ягеля брусника
как многоточие, однако
уже крещенская вода
течет и крест готов для Внука…
Рискни, чернилами плесни-ка
на белый лист и эта мука
не прекратится никогда!"